Аналитика


Директор Центра изучения России и Центральной Азии Шанхайского института международных исследований профессор Ли Синь в своем интервью рассуждает о будущем инициативы Один пояс, один путь

В интервью Ли Синь предлагает «дорожную карту» создания Евразийского всеобъемлющего партнерства, включающую три «шага». Первый – формирование ЗСТ в рамках ШОС. Второй – создание Всеобъемлющего экономического партнерства (ВЭП) на базе ШОС, БРИКС и ЕАЭС. Третий шаг – формирование Большого Евразийского экономического партнерства на базе ВЭП и АСЕАН, либо шире – ВЭП и Регионального всеобъемлющего экономического партнерства.


Полный текст интервью профессора Ли Синя

1. В каких условиях Китай высказал инициативу Одного пояса и Одного пути?
Сегодня мировая экономика характеризуется несколькими трендами. Во-первых, мировая экономика и торговля продолжают расти низкими темпами. После взрыва глобального финансового кризиса мировая экономика в результате масштабной политике стимулирования во многих странах быстро вышла из рецессии. Но по мере сворачивания данной политики и затухания ее эффекта рост мировой экономики и торговли замедлились до 4% с 2011 года. Движущей силы не хватает и до сих пор. В общем мировая экономика все же находится в периоде глубокой настройки, когда многие страны проводят структурную реформу в целях накопления кинетической энергии для будущего экономического роста. Так что мировая экономика в краткосрочной перспективе не выйдет из низкого темпа роста. Во-вторых, главные экономики поступительно дифференцируются. С 2013 года стремительно выросли развитые экономики, среди которых США лидируют в областях потребления, капиталовложения, экспорта и недвижимости. Хотя экономика Еврозоны и Японии улучшается, но с многим ограничением ее рост медленный. Не смотря на то, что с 2011 года развивающиеся экономики сохраняют высокий уровень роста, но прирост сокращается год за годом. Соответственно Китай вошел в «Новую нормальность» и Россия – в «Новую реальность». Россия и Бразилия попали в рецессии, и развивающиеся экономики в Азии замедляются, кроме Индии. В-третих, два глобального проекта региональной экономической интеграции ТТП и ТТИП, в которые доминировали США, не только устанавливают новые ориентиры для правил и стандартов международной экономики и торговли, что завысит порог участия развивающихся стран в экономической глобальзации, но и коренным образом поменят конфигурацию мировой производственной цепочки, что нанесет другим экономикам отрицательный эффект в результате перебазирования торговли, капиталовложений и производств глобального масштаба. Они по сути вытесняют Китай, Россию и многие развивающиеся страны из разработки правил и стандартов международной экономики.
Именно в этом глобальном контексте и ситуации «Новой нормальности» внутренней экономики Госпредседатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году предложил инициативу создать сообща со всеми Евро-азиатскими странами Экономический пояс Шелкового пути и Морского шелкового пути 21-го века.
2. Что такой Один пояс и Один путь?
По поручению Госсовета КНР опубликованный в мае 2015 года документ «Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21-го века» проектировал 6 экономических коридоров, которые открывают Общее экономическое пространство на всем Евро-азиатском континенте от Тихого до Атлантического океана. Цель совместного строительства Одного пояса и одного пути состоит в том, чтобы содействовать свободному передвижению экономических факторов, эффективному распределению ресурсов и глубокой интеграции рынков, стимулировать налаживание экономической политики в странах, находящихся вдоль Одного пояса и одного пути, развивать более масштабное, высокоуровневое и глубокое региональное сотрудничество, вместе создавать открытые, толерантные, сбалансированные и всем выгодные рамки регионального экономического сотрудничества. Основная идея Одного пояса и одного пути заключается в пяти связующих элементах – политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капиталов и укрепление близости между народами. Инциатива Один пояс один путь призвана ориентировать на содействие развитию торговли и инвестиций, углублению экономического и технического сотрудничества, активировать новые точки экономического роста, стимулировать экономическое развитие и содействовать социально-экономическому процветанию, миру, согласию и стабильности в данном регионе.
3. На какой площадке можно реализовать создание Одного пояса и одного пути?
ШОС представляется наиболее эффективной площадкой создания сообща Одного пояса и одного пути. В самом начале ШОС, когда она была основана в 2001 году, был принят «Меморандум между правительствами государств-участников Шанхайской организации сотрудничества об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций», основными целями которого являются расширение масштабов торговли и инвестиций, улучшение торгового и инвестиционного климата, создание соответствующих условий для постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий, эффективное использование имеющейся инфраструктуры в области транспорта и коммуникаций, дальнейшее развитие транзитного потенциала, развитие сотрудничества в области торговли услугами, создание и развитие механизмов осуществления регионального экономического сотрудничества. За 15 лет со дня основания ШОС сыграла большую роль в содействии региональному экономическому сотрудничеству. Сотрудничество в области торговли, инвестиций и финансов углубляется и расширяется. В декабре 2015 года на Чжэнчжоуском заседании Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС было опубликовано Заявление о региональном экономическом взаимодействии, в котором было предусмотрено, что в целях развития регионального экономического сотрудничества важно продвигать многостороннее сотрудничество в сфере транспорта и формирования международных транспортных коридоров, способствовать увеличению объемов взаимной торговли товарами и услугами, а также улучшению ее качественных характеристик посредством диверсификации товарной структуры, содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, сотрудничать в области индустриализации, создавать при наличии соответствующих условий индустриальные парки или зоны экономического сотрудничества на территории государств-членов, развивать сотрудничество и формирование тесных торгово-инвестиционных и научно-исследовательских связей в высокотехнологичных секторах, продвигать финансовое сотрудничество в рамках ШОС путем создания механизмов финансового сопровождения проектной деятельности, совместно предотвращать и противодействовать региональным финансовым рискам, осуществлять валютные свопы в интересах обеспечения стабильности на финансовом рынке, задействовать возможности банковских и инвестиционных структур для финансирования экономических проектов на пространстве ШОС. Это заявление будет способствовать осуществлению государствами-членами ШОС состыковки национальных стратегий с Одним поясом и одним путем. По сравнению с 2001 годом общий объем внешней торговли шестерки ШОС в 2014 году увеличился с 689.8 до 5269.9 млрд. долларов США, в том числе товарооборот России и Китая с другими странами-членами ШОС – соответственно с примерно 10 до более чем 100 млрд. долларов США.
Как выше сказано, что после глобального финансового кризиса мировая экономика оказалась в ловушке Новой нормальности. И в этом контексте многие страны-члены ШОС приняли долгосрочные стратегии развития, чтобы стимулировать рост экономики страны. Например, Светлый путь Казахстана, Стратегия действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017 – 2021 годах, Стратегия развития до 2030 года Таджикистана, Стратегия-2020 России, Стратегия развития Дальнего Востока и вырабатываемая концепция развития транспортной системы в России, китайская промышленность-2025 и так далее. Все эти стратегии развития направлены на массовое развитие высокотехнологичной инфраструктуры и промышленности. Это уже стало консенсусом в рамках ШОС и будет легко решить вопрос взаимоинтегрируемости транспортной инфраструктуры между разными соответствующими странами. А это и есть базовая задача совместного создания Одного пояса и одного пути.
4. Какое отношение между Большой Евразией и Одним поясом и Одним путем?
Могу прямо сказать, что состыковка Одного пояса и Одного пути на площадке ШОС и сотрудничество с РИК, БРИКС и АСЕАН сформирует Всеобъемлющее евразийское партнерство.
На Евро-азиатском пространстве сосуществуют несколько разных региональных экономических интеграционных проектов, таких как инициатива Один пояс один путь, ЕАЭС, региональное экономическое сотрудничество в рамках ШОС, РИК и БРИКС, АСЕАН, Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (RCEP) и др. Они функционируют отдельно друг от друга и пересекаются друг между другом отдельными странами-членами, что ограничивает масштабный эффект региональной экономической интеграции и максимизацию ренты, которую получает отдельная страна от одновременного участия в разных интеграционных проектах. Чтобы преодолить эти недостатки, еще в мае 2015 года В. Путин предложил сопряжение ЭПШП и ЕАЭС для формирования Общего экономического пространства на всем Евразийском континенте. А в конце 2015 года он в Послании Президента предлагал вместе с коллегами по ЕАЭС начать консультации с членами ШОС и АСЕАН о формировании возможного экономического партнерства. Далее, в Сочинской декларации саммита Россия – АСЕАН, которую подписали в мае 2016 год, было предусмотрено рассмотрение вопроса о возможности взаимовыгодного сотрудничества между АСЕАН, ЕАЭС и ШОС, и выдвинутого Россией предложения о создании всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Через месяц после этого В. Путин на ХХ Петербургском международном экономическом форуме предлагал подумать о создании большого Евразийского партнерства с участием ЕАЭС, а также Китая, Индии, Пакистана, Ирана и стран СНГ. Это предлжение уже было принято Китаем, о чем свидетельствует Совместное заявление РФ и КНР, которое было подписано в июне 2016 года в Пекине во время официального визита В. Путина в Китае. В этом документе было зафиксировано, что «Россия и Китай выступают за создание Евразийского всеобъемлющего партнерства, основанного на принципах открытости, транспарентрости и учета взаимных интересов, в том числе с возможным подключением стран-членов ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. В этой связи главы государств поручили правительствам двух стран прорабртать по линии компетентных ведомств и предложить меры по реализации этой инициативы в целях содействия углубления интеграционных процессов в регионе».
Как эксперт я предлагаю свою «дорожную карту» создания Евразийского всеобъемлющего партнерства для согласования с российскими коллегами, включая три «шага». Первый – формирование ЗСТ в рамках ШОС. Второй – создание Всеобъемлющего экономического партнерства (ВЭП) на базе ШОС, БРИКС и ЕАЭС. Третий шаг – формирование Большого Евразийского экономического партнерства на базе ВЭП и АСЕАН, либо шире – ВЭП и Регионального всеобъемлющего экономического партнерства. Пошаговая схема сопряжения представлена на графике 1.