Азия

Бангладеш

Несмотря на то, что Бангладеш продолжает считать себя в числе наименее развитых стран, в 2014 г. быстро росли валютные резервы Нацбанка, составившие на конец года 22,4 млрд долл. Важнейшие отрасли экономики – сфера услуг (54,1% ВВП), промышленность (28,9% ВВП), сельское хозяйство (17,2% ВВП).

 

Бангладеш продолжает считать себя в числе наименее развитых стран мира. Объем ВВП в 2013/2014 финансовом году (ф.г.) составил 174 млрд долл. США (+6,2%), годовой доход на душу населения вырос до 1200 долл. Уровень инфляции - 6,1% в год. Около 25% населения живет за чертой бедности.

Важнейшие отрасли экономики – сфера услуг (54,1% ВВП), промышленность (28,9% ВВП), сельское хозяйство (17,2% ВВП). Основные сельскохозяйственные культуры: рис, джут, сахарный тростник, картофель, табак, овощи и фрукты.

В 2014 г. быстро росли валютные резервы Нацбанка, составившие на конец года 22,4 млрд долл. Объем иностранной финансовой помощи в 2013/2014 ф.г. достиг 3,3 млрд долл. Суверенный рейтинг Бангладеш по оценке Standard & Poor’s стабильно «ВВ-». Основными донорами являются Япония, Южная Корея, США, Великобритания, Канада, Дания, ЕС, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, а также Всемирный банк, Азиатский банк развития, Международный валютный фонд.

Внешний долг Бангладеш - 23,3 млрд долл.

Для внешнеторгового баланса характерно преобладание импорта над экспортом (экспорт в 2013-14 ф.г. - 30,2 млрд долл., импорт – 40,7 млрд долл.). Основными экспортными товарами являются готовая одежда (80%), кожа и кожаные изделия (4,3%), джут и изделия из него (2,7%), мороженые морепродукты (2,1%), продукция сельского хозяйства (2%). Крупнейшие импортеры бангладешской продукции: США (18,5%), Германия (15,6%), Великобритания (9,7%). В товарной структуре импорта преобладают нефть и нефтепродукты (11%), хлопок (10%), продовольствие (9%), металлы и изделия из них (7%). Крупнейшими поставщиками товаров в Бангладеш являются Китай (29%), Индия (18%), Сингапур (6%), Малайзия, Южная Корея (5%).

В промышленности (28,9% ВВП) Бангладеш занято 25% населения страны. Основными отраслями являются легкая (джутовая, текстильная и готовой одежды), фармацевтическая, пищевая, а также производство удобрений, цемента, табака, чая, керамики, мебели, изделий из кожи, металлообработка и судостроение. В Бангладеш находятся крупнейшие в мире мощности по разделке утилизируемых морских судов.

Согласно статистической информации Банка Бангладеш, в 2013-2014 финансовом году рост экспорта текстильной продукции и готовой одежды составил 11,6%, достигнув 80% общего объема экспорта (доходы от экспорта готовой одежды в 2014 г. равнялись 24,5 млрд долл.США).
Рентабельность отрасли обеспечивается в основном за счет дешёвой рабочей силы. В целом по стране, включая свободные экономические зоны, в отрасли работают около 10 тыс. зарегистрированных и незарегистрированных предприятий, на которых занято примерно 4 млн человек.
Специфической отраслью является джутовая промышленность, основанная на выращивании и обработке джута-сырца. По данным Министерства текстильной и джутовой промышленности Бангладеш, в стране ежегодно производится около 1 млн т джута-сырца, из которых более 30% идет на экспорт. В стране работают порядка 130 предприятий с государственным, смешанным и частным капиталом. Относительно хорошо развита переработка джута – ежегодное производство на уровне 0,5-0,6 млн т товаров промышленной переработки. Около 400 тыс. фермеров занято в выращивании джута. В выращивание, переработку, продажу товаров из джута напрямую или косвенно вовлечено до 20% трудоспособного населения.

Существенное значение имеет пищевая промышленность, основу которой составляют чайные фабрики, а также сахарные и маслодельные заводы. Бангладеш входит в десятку крупнейших производителей чая в мире. Чайные плантации контролируются частным капиталом, в т. ч. иностранным, главным образом английским. Площадь посадок под чайным кустом превышает 50 тысяч га. Однако продукция этой отрасли ориентирована в основном на внутренний рынок.
В ведущую отрасль обрабатывающей промышленности превратилась химическая, в основном по производству удобрений (преимущественно мочевины). Из других отраслей определённое развитие получили металлургия и машиностроение. Имеются небольшой, построенный при содействии Японии сталеплавильный комбинат, а также предприятия по изготовлению электрического и телефонного оборудования, судоремонтные доки, завод по выпуску судовых дизелей и т.п.

Растёт значение цементной промышленности и других предприятий строительной индустрии. В стране работает несколько нефтеперерабатывающих заводов и ряд более мелких предприятий по производству горючего и смазочных материалов.

Сельское хозяйство (17,2% ВВП) является важной отраслью экономики Бангладеш. Его роль особенно важна с точки зрения занятости населения в сельских районах страны (70% от общей численности населения) и обеспечения продовольственной безопасности страны. В 2014 г. стране удалось обеспечить свою продовольственную безопасность, благодаря хорошим погодным условиям и мерам правительства по стимулированию сельхозпроизводства, что привело к его росту на 3,4%. Впервые в прошлом году начаты поставки риса за рубеж (на Шри-Ланку уже отправлено 12,5 тыс. т).
Основную часть урожая снимают с орошаемых полей площадью около 4 млн га. В растениеводстве доминируют две культуры: рис и джут. Под рисом занято три четверти посевных площадей. По сбору джута Бангладеш занимает первое место в мире. Важное место также занимает чайное плантационное хозяйство (главным образом, в округах Силхет и Читтагонг).

Слабыми сторонами сельского хозяйства страны являются традиционная структура сбыта продукции, нерациональное использование ресурсов, устаревшие технологии, недостаточное финансирование исследовательских работ и развития отрасли, низкий уровень диверсификации продукции земледелия, слабый контроль качества с/х товаров, низкая обеспеченность удобрениями, отсутствие функциональной системы кредитования для фермеров (система микрокредитования, внедренная Нобелевским лауреатом М.Юнусом, не оправдала ожиданий), нехватка квалифицированных кадров для разработки новых программ.

Главными угрозами для развития отрасли являются наводнения, засухи, эрозия почв, истощение водных ресурсов, деградация сельскохозяйственных площадей, участившиеся случаи нецелевого использования сельхозугодий.
Правительство Бангладеш увеличивает закупки за границей химических удобрений (хлористого калия, мочевины и азотных удобрений), а также сельскохозяйственной техники. Рынок удобрений и с/х техники в Бангладеш мог бы быть весьма перспективным для соответствующих российских производителей и экспортеров.

5 декабря 2013 г. между ФГУП «ВО «Продинторг» и Корпорацией сельскохозяйственного развития Бангладеш подписан контракт на поставку 158 тыс.т калийных удобрений (хлористого калия). 14 августа 2014 г. между вышеупомянутыми экономическими операторами подписан дополнительный контракт на новые поставки в Бангладеш из России хлористого калия (производство ПАО «Уралкалий») с гарантированным объемом 120 тыс.т и с опционом еще на 120 тыс.т. В период с февраля по ноябрь 2014 г. отгружено 252,7 тыс.т хлористого калия. Рассмотрение российского предложения о долгосрочном контракте на поставку калийных удобрений Даккой затягивается из-за её стремления диверсифицировать источники импорта за счёт поставок аналогичной продукции из Канады.

С учётом заявленной заинтересованности Бангладеш в импорте наших фосфатных удобрений ОАО «ФосАгро» в ноябре 2014 г. направило в Минсельхоз Бангладеш предложение по возможным поставкам карбамида и диаммония фосфата по схеме, идентичной поставкам сюда российских калийных удобрений.
16 октября 2014 г. в Москве подписан Меморандум о взаимопонимании между Минсельхозом России и Министерством продовольствия Бангладеш в вопросах закупок определенных видов сельскохозяйственной продукции. Поставки российской пшеницы в Бангладеш в соответствии с имеющимся контрактом (до 300 тыс. т) планируется начать в первом квартале 2015 г.

Креветки (пресноводные и морские) – одна из главных статей экспорта морепродуктов из Бангладеш. Их поставки в Россию из 4 бангладешских рыбоперерабатывающих предприятий начались в октябре 2009 г. В сентябре 2014 г. бангладешская сторона направила в Россельхознадзор запрос о предоставлении разрешения дополнительно еще 14 бангладешским производственным предприятиям. По мнению Посольства, с учетом введенных против России западных экономических санкций представляется целесообразным расширить перечень продуктов, разрешенных к ввозу на территорию ЕАЭС, за счет поставок указанной продукции из Бангладеш.

Читтагонг – второй после столичного экономического региона индустриальный центр Бангладеш, крупный морской торговый порт страны.  Экономика и деловая активность Читтагонга тесно связаны с морским портом, который обслуживает около 90% внешнеторгового оборота Бангладеш. Читтагонг соединен прямым судоходным сообщением с морскими портами Сингапура, Шри-Ланки, Индии и государств Персидского залива. Порт обрабатывает всю номенклатуру внешнеторговых грузов Бангладеш: экспортных (швейная продукция, свежемороженые морепродукты, джут, изделия из натуральной кожи) и импортных (зерно, цементный клинкер, прокат черных металлов, продукция химической промышленности, строительные материалы, продовольственные грузы и др.). Портовый комплекс расположен на правом берегу в устье реки Карнапфули, впадающей в Бенгальский залив. Протяженность фарватера от внешнего рейда до порта -16 км. Порт не является глубоководным, осадка судов 9.20 м. В порту 12 грузовых и 8 контейнерных причалов, оборудованных перегрузочной техникой. Порт предоставляет полный комплекс услуг по перевалке, хранению и транспортировке грузов.

В Читтагонге сосредоточены многие ведущие предприятия по производству традиционной экспортной продукции страны, функционируют две экспортно-производственные зоны, находятся крупные цементные, химические и сталепрокатные предприятия, действует нефтеперерабатывающий завод. Развивается местная судостроительная отрасль промышленности, специализирующаяся на строительстве малых и средних морских судов. Власти анонсировали строительство на территории Читтагонгской области с 2017 г. по 2025 г. двух экономических зон – Мирершорай и Анвара (в 66 км. и 28 км. от Читтагонга), в рамках которых предполагается развитие таких секторов производства, как изготовление готовой одежды, машиностроение, сборка автомобилей.
Планы экономического развития Читтагонгского региона предусматривают строительство глубоководного порта на острове Сонадия, завода по приемке и расфасовке сжиженного газа. Главным элементом в развитии региона является создание здесь международного транспортного узла, соединяющего Читтагонг с северо-восточными штатами Индии, а также Китаем и государствами Юго-Восточной Азии чере территорию соседней Мьянмы.

Деловой климат Читтагонга характеризуется активностью и многочисленным и влиятельным бизнес-сообществом. В Читтагонге построен Международный торговый центр для представительств иностранных компаний, в 2015 г. вводится в эксплуатацию одна из лучших гостиниц в Южной Азии – «Рэдисон-блю». В городе располагаются офисы крупнейших экспортно-импортных компаний, морских перевозчиков, промышленных и финансовых групп, отделения иностранных банков. Читтагонгская торгово-промышленная палата активно развивает международные связи, под ее эгидой ежегодно проводится международная торговая ярмарка. С 1973 г. в Читтагонге функционирует Генеральное консульство Российской Федерации.

К существующим препятствиям в развитии торговли между Бангладеш и Россией можно отнести сложный механизм финансовых взаиморасчетов, отсутствие здесь представительств российских банков. Периодически возникают сложности логистического характера, сбои из-за внутриполитической напряженности в Бангладеш и блокады дорог в доставках грузов из Читтагонга в Дакку.

В последние годы Бангладеш становится все более привлекательной для иностранных инвесторов страной. Во многом это обусловлено экономической ситуацией, которая в течение нескольких последних лет остается достаточно стабильной. Рост экономики (не менее 6% в год) обеспечивается преимущественно доходами от экспорта одежды и постоянным притоком иностранных инвестиций, а также денежными переводами от рабочих-мигрантов.

Правительство Бангладеш стремится к постоянному увеличению иностранных инвестиций в экономику страны, создавая благоприятные условия для развития бизнеса. К льготам, предоставляемым иностранным инвесторам, относятся: освобождение от уплаты налогов на роскошь, на проценты по иностранным кредитам (на определенных условиях); на прибыль (сроком до 3 лет для иностранных технических специалистов, занятых в промышленном производстве); избежание двойного налогообложения иностранных инвесторов (в случае наличия двусторонних соглашений с соответствующими странами), обеспечение условий для полного вывода капитала, прибыли и дивидендов при ликвидации бизнеса; специальные условия и поддержка со стороны правительства при учреждении совместных предприятий в экспортно-ориентированных отраслях. Постоянный вид на жительство предоставляется лицам, вложившим в экономику страны не менее 75 тыс. долл. США, а гражданство – инвестировавшим не менее полумиллиона долл. США.

Иностранные бизнесмены, размещающие производство в экспортно-производственных зонах (ЭПЗ) Бангладеш (всего восемь, включая Дакку и Читтагонг), получают ряд таких дополнительных преимуществ, как минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин; использование более дешевой рабочей силы; снижение административных барьеров и доступ к инфраструктуре. Важным фактором являются «налоговые каникулы» - полное освобождение от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в ЭПЗ в Дакке и Читтагонге – 100% в первые два года, 50% в течение третьего и четвертого года, далее – 25% в последующие семь лет; в Раджшахи, Кхулне, Силхете, Барисале и горных районах Читтагонга – 100% в течение первых трех лет, 50% – в течение следующих трех лет, 25% – в течение седьмого года).

Таким образом, Бангладеш обладает большими преимуществами для ведения бизнеса по сравнению с другими странами Южной Азии.

Особыми привилегиями пользуются иностранные инвесторы, создающие предприятия в бангладешских экспортно-производственных зонах (ЭПЗ), представляющих территориальный или экономический анклав, в котором товары могут импортироваться, производиться и транспортироваться с пониженной налоговой ставкой и/или минимальным вмешательством местных таможенных органов. В отличие от зон свободной торговли, которые, прежде всего, стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли, ЭПЗ предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, увеличения валютных доходов от вывоза товаров повышенной степени обработки за рубеж. Создание ЭПЗ в Бангладеш отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели экономики на экспортоориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров, поставляемых на внешний рынок.

Инвесторов в ЭПЗ в первую очередь привлекает минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, а также использование более дешевой рабочей силы, снижение административных барьеров и доступ к инфраструктуре.

По данным местного правительственного Бюро по содействию экспорту, по количеству предприятий в бангладешских ЭПЗ среди иностранных инвесторов лидирует Южная Корея (69 предприятий). Затем следуют Китай (44), Япония (27), Тайвань (25), Индия (22), США (15), Великобритания (15), Малайзия (10), Пакистан (7), Германия (6), Канада (5) и др. Большинство иностранных предприятий специализируется на производстве текстиля, готовой одежды и аксессуаров, а также электроники, кожаных изделий и обуви, металлических и пластиковых изделий, мебели, химикатов, автомобильных запчастей (Nissan, Mitsubishi, Toyota).

Промышленными секторами Бангладеш со значительным инвестиционным потенциалом являются: энергетика, свежезамороженные морепродукты, информационные технологии и деловые услуги, а также агропромышленное производство, изготовление эксклюзивной и рядовой керамики и фарфора, производство сантехники, светотехники и электроники. Все большие обороты на верфях Читтагонга набирает производство мало- и среднетоннажных транспортных судов.

В целом, учитывая положительные тенденции и динамику развития бангладешской промышленной и инвестиционной политики, инвестиционный климат страны пребывания объективно характеризуется как привлекательный. Главной трудностью с точки зрения иностранного промышленного бизнеса является дефицит электроэнергии в Бангладеш и жалобы на местные власти в коррупции. Однако эти обстоятельства не всегда непреодолимы для иностранных инвесторов, активно стремящихся развивать сотрудничество с Бангладеш, исходя из реальной выгоды функционирования здесь своих предприятий. Косвенным подтверждением этого является наличие порядка 20 действующих соглашений с иностранными государствами о содействии и взаимной защите инвестиций (подобные соглашения заключены Бангладеш с большинством европейских стран, а также с Казахстаном). Российское предложение о заключении аналогичного соглашения согласовывается на экспертном уровне (последние экспертные консультации прошли в Москве в марте 2014 года).

Договорно-правовую базу двусторонних торгово-экономических отношений составляют полностью устаревшие межправсоглашения об экономическом и техническом сотрудничестве от 02.03.1972 г., о торговом представительстве, а также Торговое соглашение от 31.03.1972 г.

По данным ФТС России, в 2014 г. торговый оборот между Россией и Бангладеш составил 896,6 млн долл. США (российский экспорт – 234,2 млн, импорт из Бангладеш – 662,4 млн). Подавляющую часть (92,1%) всего импорта России из Бангладеш составили готовая одежда, текстиль, обувь. В структуре российского экспорта преобладали машины и оборудование, транспортные средства (23,8%), продовольственные товары и с/х сырье (18,7%), продукция химической промышленности (17,7%), древесина и целлюлозо-бумажные изделия (17,5%), металлы и изделия из них (9%).

Факторами, сдерживающими рост взаимной торговли, являются: отсутствие реакции Дакки на российские предложения по обновлению договорно-правовой базы торгово-экономических отношений (о заключении соглашений об учреждении совместной МПК, поощрении и взаимной защите инвестиций, об открытии торгового представительства), отсутствие прямых корреспондентских связей между банковскими учреждениями России и Бангладеш, сложные процедуры по допуску товаров и услуг на общий рынок Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), коррумпированность правящей и бизнес-элит Бангладеш и непотизм при принятии решений.

Бангладеш, постоянно испытывающая проблемы с нехваткой электроэнергии, стремится сохранить и расширить сотрудничество с Россией в области энергетики. Хорошим тому примером является деятельность здесь таких крупных российских энергетических операторов как Госкорпорации «Росатом» и «Газпром ЭП Интернэшнл».

Возведение первой в Бангладеш АЭС «Руппур» (два блока мощностью не менее 1000 МВт каждый) является наиболее крупным совместным проектом в области энергетики.

В декабре 2014 г. начата работа по согласованию текста Генерального контракта на сооружение АЭС.

Мониторинг настроений официальной Дакки свидетельствует об её удовлетворенности ходом подготовительных работ на площадке «Руппур».
Бангладешская сторона проявляет интерес к продолжению сотрудничества с Россией в нефтегазовой отрасли. По двум контрактам 2012 г. между «Газпром ЭП Интернэшнл» и государственной нефтегазовой корпорацией Бангладеш «Петробангла» о бурении на территории страны десяти эксплуатационных газовых скважин на конец 2014 г. пробурены все 10. В газотранспортную систему Бангладеш стало поступать более 5,118 млн м3/сут (около 10% от общей добычи газа в стране).

ОАО «ВО «Технопромэкспорт», имеющее в Дакке своё постоянное представительство, участвует в модернизации построенных при отечественном техническом содействии ТЭС «Горазал» и «Сиддиргандж». В настоящее время российский оператор, завершив ремонтные работы на втором энергоблоке ТЭС «Горазал» (мощность 55 МВт), проводит его гарантийную эксплуатацию. Заключен договор на ремонт 4-го блока указанной ТЭС. Заведомо невыгодные для нас условия тендера на модернизацию 3-го и 6-го блока побудили «Технопромэкспорт» воздержаться от участия в нём. В планах «ВО «Технопромэкспорт» – участие в тендерах на поставку запчастей для 1-го и 2-го энергоблоков ТЭС «Горазал», на капремонт первого и строительство второго блока ТЭС «Сиддиргандж».

В сентябре 2014 г. ОАО «Интер РАО-Инжиниринг» выиграло тендер на модернизацию 5-го блока ТЭС «Горазал». Планируется открытие представительства указанного ОАО в Дакке.

Вместе с тем, в последние 2-3 года отмечается прямая конкуренция между российскими государственными компаниями, претендующими на участие в одних и тех же проектах в Бангладеш. Например, в тендере на ремонт блока № 6 ТЭС «Горазал» участвовали сразу 4 российские компании, которые предлагали оборудование от одних и тех же производителей (ОАО «Силовые машины» (Россия) и ОАО «Электротяжмаш» (Украина).

С учетом изложенного, очевидна необходимость должной координации действий российских госкомпаний во избежание прямой конкуренции между ними в стране пребывания, урегулирования ещё в России вопросов с предоставлением необходимых сертификатов для участия в тендерах.

Российские компании успешно осваивают быстрорастущий местный ИТ-рынок. Наибольших успехов здесь достигла компания «Мултинет-групп» (действует в Бангладеш под брендом «Олло»), предоставляющая услуги широкополосного, беспроводного и оптоволоконного доступа в Интернет. Одним из лидеров среди сотовых операторов Бангладеш является компания «Банглалинк» (главный акционер - российский «Вымпелком»). В октябре 2014 г. её руководство заявило о смене стратегии развития компании и предоставлении теперь услуг с упором на использование сотовых сетей 4-го поколения. «Лаборатория Касперского» за последние три года успешно реализовала в Бангладеш около 1 млн дистрибутивов своих антивирусных программ. Российская корпорация «Дженерал Сателлайт» (производитель оборудования для приема сигнала спутникового телевидения – в России торговая марка «Триколор-ТВ») в 2013 г. заключила соглашение о сотрудничестве с бангладешским холдингом «Бексимко».

При содействии Посольства партнёрские отношения сложились между ОАО «Лукойл» и местным холдингом «Корона Груп» по поставкам в Бангладеш отечественных судовых смазочных масел.

Стратегически важным шагом на пути развития партнёрского взаимодействия между Россией и Бангладеш в торгово-экономической сфере однозначно должно было бы стать подписание в ближайшее время двустороннего межправительственного соглашения о создании совместной Комиссии по торгово-экономическому и научно техническому сотрудничеству и скорейший запуск её полноценного функционирования. Проект документа с мая 2013 г. «завис» на бангладешской стороне. Посольство постоянно поднимает этот вопрос в своих контактах в офисе премьер-министра страны, в министерствах финансов, торговли, промышленности, информации, не говоря уже о МИДе Бангладеш. Дакка обещает ускорить работу над документами и «в ближайшее время» направить доработанные проекты в Москву. Но пока воз и ныне там.

Практическо-организационной мерой по активизации и расширению контактов российских торгово-экономических операторов с бангладешскими партнёрами, по мнению Посольства, стало бы скорейшее возобновление работы в Дакке нашего торгового представительства, которое было закрыто в 2001 г. Соответствующее предложение в сентябре 2014 г. передано в МИД Бангладеш. Предварительная реакция бангладешской стороны говорит о её положительном отношении к этому вопросу.

  1. Ежегодная Даккская международная торговая ярмарка (Dhaka International Trade Fair, январь).
  2. Выставка достижений в области экологичного строительства (Green build, Дакка, март)
  3. Выставка велосипедов и мотоциклов (Bike Show), автомобильная выставка (Motor Show, Дакка, апрель)
  4. Выставка медицинского и лабораторного оборудования (Meditex, Clinical Lab Expo, Дакка, май)
  5. Читтагонгская выставка готовой одежды и текстиля (Chittagong GarTex Show, Читтагонг, июнь)
  6. Выставка машин и оборудования для текстильной промышленности (Textech Bangladesh, Дакка, сентябрь)
  7. Выставка целлюлозно-бумажной промышленности стран Азии (РАР, Дакка, октябрь)
  8. Выставка промышленной инженерии и производственных технологий (BIET, Дакка, сентябрь)
  9. Выставка судового оборудования (MarineTex, Дакка, март)
  10. Выставка лифтового и эскалаторного оборудования (IEE Expo, Дакка, февраль)
  11. Азиатские выставки упаковочного оборудования и фармацевтики (Asia Packaging Expo, Asia Pharma Expo, Дакка, январь)
  12. Выставка джинсовых тканей и одежды (Denim&jeans, Дакка, апрель)
  13. Сельскохозяйственная ярмарка (AgroTex, Дакка, октябрь)
  14. Туристическая ярмарка (Tourism Expo, Дакка, ноябрь)