Азия

Гонконг

Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики, благодаря своему выгодному географическому расположению в центре Восточной Азии и непосредственной близости к первой по величине рассчитанного по паритету покупательной способности ВВП экономике мира, продолжает играть роль ведущего международного делового, торгового и финансового центра. Последовательно проводя политику открытого рынка, Гонконг на протяжении многих лет сохраняет статус наиболее современной, динамичной экономики, центральное место в которой занимает сектор услуг.

 

Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики, благодаря своему выгодному географическому расположению в центре Восточной Азии и непосредственной близости к первой по величине рассчитанного по паритету покупательной способности ВВП экономике мира, продолжает играть роль ведущего международного делового, торгового и финансового центра. Последовательно проводя политику открытого рынка, Гонконг на протяжении многих лет сохраняет статус наиболее современной, динамичной экономики, центральное место в которой занимает сектор услуг.

В 2014 году рост экономики мегаполиса Гонконг был зафиксирован на уровне 2,2%. Ведущую роль в формировании ВВП Специального административного района (САР) традиционно играют следующие четыре сектора: торговля и логистика (25% ВВП), туризм (5%), финансовые услуги (16%), профессиональные и деловые услуги (13%). Перспективными с точки зрения имеющихся на данном этапе конкурентных преимуществ отраслями экономики Гонконга рассматриваются медицина, образование, культура, инновации, технологии, сертификационные услуги и «зеленая» промышленность. Население САР составляет 7,3 млн. человек, уровень безработицы – 3,3%. Количество посетивших Гонконг в 2014 году иностранцев составило 60,8 млн. человек (рост на 12% по сравнению с 2013 годом), 78% из которых пришлось на жителей материкового Китая. Уровень инфляции по итогам 2014 года составил 4,4% .
В структуре гонконгской торговли товарами и услугами традиционно наблюдается дефицит торгового баланса. В 2014 году он составил 70,5 млрд. долл. США (12,9% объема импорта). Определенный негативный эффект на показатели торговли САР оказывает тот факт, что многие зарегистрированные здесь компании продолжают наращивать производственные мощности в соседней провинции Гуандун. Так, в 2014 году на долю товаров, выпущенных вне таможенной территории бывшей британской колонии, приходилось более 30 процентов всего объема гонконгского экспорта. Гонконгский экспорт товаров (включая ре-экспорт) в 2014 году составил 470,9 млрд. долл. США (рост по сравнению с 2013 годом на 3,2%), импорт товаров – 540,9 млрд. долл. США (рост на 3,9% по сравнению с 2013 годом). Основными экспортными рынками Гонконга в 2014 году, как и прежде, являлись Китай (54% экспорта), США (9%), ЕС (9%), страны АСЕАН (7%) и Япония (4%). Экономика САР занимает восьмое место в мире по объемам торговли и десятое по величине экспорта услуг.

Согласно таможенной статистике Администрации САР Гонконг, за 9 месяцев 2014 года объем двустороннего товарооборота с Россией составил 2,73 млрд. долл. США (рост на 6 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.). При этом импорт из России (включая реимпорт) увеличился до 1,0 млрд. долл. США (2013 г. – 829,0 млн. долл. США), прямой экспорт товаров в РФ вырос до 5,0 млн. долл. США (2013 г. – 4,3 млн. долл. США). В то же время общий экспорт товаров из Гонконга в Российскую Федерацию (за счет сокращения транзитных поставок) снизился до 1,72 млрд. долл. США (в тот же период 2013 г. – 1,75 млрд. долл. США).

В структуре двустороннего товарооборота в последние годы преобладают такие категории, как драгоценные камни и ювелирные изделия (более 30%), телекоммуникационное оборудование (42,6%) и минеральное сырье (24,4%). Импорт ГСМ из России в 2014 году сократился в три раза до
79,0 млн. долл. США (2013 г. – 238,0 млн. долл. США). Одновременно увеличился импорт различных категорий минеральных ресурсов (за исключением металлов), который в январе-сентябре с.г. составил 1,4 млн. долл. США (в 2013 г. – 1,2 млн. долл. США). Отмечается, что определенное влияние на динамику товарооборота оказывает общее сокращение объемов морских грузоперевозок в регионе, включая порт Гонконга.

Что касается делового климата Гонконга, то на территории САР предусмотрены всего три налога, максимальные ставки по которым установлены администрацией на следующем уровне: 16,5 и 15% применительно к доходам юридических и физических лиц соответственно, и  15% - налог на недвижимость. Кроме того, в Гонконге применяется нулевой таможенный тариф для экспортно-импортных операций, исключением из которого является лишь ввоз табачной продукции, отдельных видов нефтепродуктов и спиртосодержащих жидкостей. Стабильность денежного рынка обеспечивается Финансовым управлением Гонконга в рамках выполнения обязательств по соглашению 1983 года о поддержании курса гонконгского доллара на уровне 7,75-7,85 по отношению к доллару США. Валютные резервы Гонконга составляют 325 млрд. долл. США, профицит бюджета – 1,2 млрд. долл. США, внешний долг – 1,3 трлн. долл. США.

Значительное влияние на деловой климат в Гонконге оказывают действия антипекинского движения «Оккупируй Централ», участники которого выступают за реформу избирательной системы Гонконга. Происходящие с июля 2014 года события являются самым чувствительным «потрясением» для САР с момента жесткого подавления британскими колониальными властями массовых выступлений местных представителей левых сил в 1967 г. Они, вероятно, будут иметь ощутимый долгосрочный политический эффект не только на дальнейшее развитие Гонконга, но и КНР в целом. Так, в сентябре-декабре 2014 года в период активной фазы протестов оппозиции частично была нарушена работа учреждений финансового сектора, а также предприятий сферы логистических услуг и потребительского рынка САР. В частности, сокращение туристического потока в связи с неблагоприятной внутренней обстановкой привело к падению продаж товаров премиум сегмента, выручка от которых традиционно вносит ощутимый вклад в развитие экономики Гонконга. Кроме того, определенные трудности с точки зрения временного графика возникли в процессе реализации по сути главного в 2014 году события в рамках либерализации финансовой системы Китая - запуска инвестиционного механизма между фондовыми биржами Гонконга и Шанхая. В долгосрочной перспективе нельзя исключать, что в случае очередной серьезной и затяжной эскалации политического конфликта международный авторитет Гонконга как финансового и торгового центра может пострадать более существенно. При таком развитии событий у представителей управленческой элиты КНР, заинтересованных в постепенном «замещении» роли САР за счет создания альтернативных финансово-экономических площадок в Шанхае, провинции Гуандун и других районах страны, появится дополнительный аргумент.

Высокая эффективность принятых в Гонконге регулятивных норм, налогового режима, монетарной политики, а также сбалансированность фискальных программ позволяют САР оставаться также и самой «свободной» экономикой мира. Так, уровень ее привлекательности для международных инвесторов характеризуется данными конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) за 2014 год, в соответствии с которыми Гонконг занял второе место не только в Азии, но и в мире, опередив тем самым США, по объему получаемых прямых иностранных инвестиций. Кроме того, в 2013 году мегаполис стал третьим по величине источником инвестиций в Азии, уступив лишь Китаю и Японии.

Особое место в экономическом развитии САР занимает Гонконгская фондовая биржа (ГФБ). По итогам 2014 года ее капитализация составила 3,2 трлн. долл. США, что позволило этой торговой площадке стать второй по величине в Азии и шестой в мире. В данном контексте следует также отметить тот факт, что по объему сделок первичного размещения ценных бумаг (IPO), величина которого в 2014 году на ГФБ составила 29 млрд. долл. США, Гонконгская биржа стала второй в мире. В настоящее время на гонконгской площадке представлены акции российского производителя алюминия Русал и аффилированной с лондонской Petropavlovsk PLC компании IRC Limited – разработчика промышленного сырья в ряде регионов России и на северо-востоке Китая. К преимуществам листинга в САР для российских компаний на данном этапе, помимо факторов политичиского характера, следует отнести традиционно высокий интерес широко присутствующих здесь китайских инвестиционных фондов к компаниям добывающего сектора, а также возможность свободной конвертации привлеченного в рамках размещения капитала в иностранные валюты. Вместе с тем, следует учитывать, что гонконгская площадка обеспечивает рост стоимости бумаг в среднем на 10-15 процентов ниже, чем биржи Нью-Йорка и Шанхая, и что к приоритетным задачам работающих в САР западных инвестиционных домов, вероятно, относятся капиталовложения в активы компаний КНР и других стран Юго-Восточной Азии.

Важным в плане расширения доступа международных инвесторов к фондовому рынку КНР и придания дополнительного импульса процессу интернационализации юаня стал запуск в ноябре 2014 года нового инвестиционного механизма между биржами Гонконга и Шанхая. Следует отметить, что, несмотря на установленные регуляторами ограничения на объем ежедневных операций в размере 23,5 млрд. юаней, размер средних квот в рамках указанной схемы составляет примерно треть от общего объема офшорного юаневого рынка (около 1,8 трлн. юаней или 290 млрд. долл. США). Это будет способствовать не только дальнейшему развитию финансовых институтов Гонконга и Шанхая, но и уже в 2015 году может привести к увеличению оборота ценных бумаг на ГФБ до 12 млрд. долл. США. В 2015 году также планируется реализовать аналогичную схему между биржами Гонконга и Шеньчженя, расширить номенклатуру допущенных к торговле в рамках механизма «Гонконг-Шанхай» ценных бумаг за счет юаневых фьючерсных контрактов на поставку алюминия, цинка и меди, долговых инструментов с фиксированной доходностью, а также рассмотреть возможность полной отмены действующих квот. Учитывая активно принимаемые в Китае меры по либерализации и развитию национального финансового рынка, интернационализации юаня, тот факт, что долговой рынок КНР является третьим по величине в мире, а также в связи с подписанием 16 февраля 2015 года Центральным Банком Российской Федерации Многостороннего меморандума о взаимопонимании по вопросам консультаций, сотрудничества и обмена информацией Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), значение доступных для российских компаний в рамках Гонконгской фондовой биржи возможностей по привлечению средств азиатских инвесторов в перспективе, вероятно, будет только возрастать.

Гонконг продолжает оставаться ведущим офшорным юаневым центром. В 2014 году объем номинированных в женьминьби средств на депозитах в кредитных учреждениях Гонконга превысил 1,1 трлн. юаней (177,5 млрд. долл. США). В указанный период на долю проведенных через банки САР платежных операций  пришлось более 90% (822,6 млрд. долл. США) всей номинированной в женьминьби внешней торговли КНР. В этой связи обращает на себя внимание  деятельность таких российских кредитных учреждений, как ВТБ, Газпромбанк, банк Российский кредит и Росинтербанк по привлечению капитала иностранных инвесторов за счет выпуска офшорных юаневых облигаций «дим-сам», в том числе в Гонконге. Так, в 2014 году объем таких размещений российскими банками составил примерно 500 млн. долл. США.

Еще одним важным для российских компаний аспектом экономики Гонконга в перспективе может стать развитие в САР рынка исламских финансов. Так, потребность многих отечественных предприятий в диверсификации источников заемных средств в современных условиях, вероятно, повышает привлекательность использования таких финансовых инструментов, как облигации «сукук». В данном контексте примечателен  ход реформирования финансового законодательства САР в целях легализации выпуска облигаций «сукук» на его территории, а также состоявшееся здесь в 2014 году первое размещение Финансовым управлением Гонконга (аналог ЦБ) исламских ценных бумаг объемом 500 млн. долл. США.

На завершающей стадии согласования между Министерством финансов РФ и Департаментом внутренних налогов Администрации САР Гонконг находится проект российско-гонконгского соглашения об избежании двойного налогообложения. Продолжаются консультации между Министерством экономического развития РФ и Департаментом торговли и экономического развития САР Гонконг по проекту Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций. В рамках министерской встречи саммита АТЭС 8 ноября 2014 года в Пекине состоялись двусторонние переговоры Министра экономического развития Российской Федерации Алексея Улюкаева с министром коммерции и экономического развития Гонконга Грегори Со. В ходе мероприятия гонконгская сторона выступила с инициативой о заключении двустороннего соглашения о либерализации торговли услугами.

В рамках использования возможностей Гонконга по привлечению иностранного капитала в инвестиционные проекты на территории России, а также формированию благоприятного бизнес-климата нашей страны целесообразным могло бы стать участие представителей правительственных и деловых кругов РФ в следующих намеченных здесь на ближайшую перспективу профильных мероприятиях:

  1. Конференция Mines and Money (www.minesandmoney.com/hongkong), 23-27 марта 2015 года, Гонконгский центр конференций и выставок;
  2. Саммит Asian Banker (www.forums.theasianbanker.com), 14-16 апреля 2015 года, Гонконгский центр конференций и выставок;
  3. 10-й Азиатский инвестиционный саммит (www.asianinvestmentsummit.com), 21-22 Мая 2015 года, гостиница Ritz Carlton, Гонконг;
  4. Форум по Китаю Группы Лондонской фондовой биржи (www.LSEGGreaterChinaForum.com), 1 июня 2015 года, Гонконг;
  5. V Ежегодная конференция по глобальной экономике, бизнесу и финансам (www.acgebf.org), 6-8 июля 2015 года, Гонконг;
  6. Конференция MIPIM Asia (www.mipim-asia.com), 1-2 декабря 2015 года, гостиница Grand Hyatt, Гонконг.

Основные веб-ресурсы деловой информации о Гонконге:

  1. www.hkeconomy.gov.hk – информационный портал администрации САР об экономике Гонконга, содержащий основные макроэкономические показатели;
  2. www.hong-kong-economy-research.hktdc.com – информационный портал Совета по развитию торговли Гонконга, содержащий аналитические обзоры как экономики САР в целом, так и ее отдельных отраслей;
  3. www.investhk.gov.hk – Интернет-сайт правительственной организации САР, специализирующейся на информационном и консультационном сопровождении деловых субъектов;
  4. www.censtatd.gov.hk – веб-сайт Департамента статистики Администрации Гонконга, содержащий показатели по экономике и внешней торговле САР;
  5. www.hketolondon.gov.hk – информационный портал торгового представительства Администрации САР Гонконг в Лондоне, к обязанностям которого в том числе входит освещение российско-гонконгского делового сотрудничества;
  6. www.hkma.gov.hk – официальный веб-сайт Финансового управления Гонконга (аналог ЦБ), публикующий информацию о ситуации на финансовом и банковском рынках САР.