Азия

Малайзия

Малайзия входит в число 24 самых конкурентоспособных стран мира. Она занимает первое место в регионе по экспорту сельскохозяйственного сырья, второе (после Сингапура) – по экспорту изделий обрабатывающей промышленности. Наряду с Индонезией и Брунеем Малайзия – крупнейший экспортер нефти и сжиженного природного газа во всем регионе Юго-Восточной Азии. Малайзия занимает 1 место в мире по выпуску электронных чипов. По темпам стабильного роста ВВП страна также входит в число мировых лидеров. В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Малайзия стоит на 12-м месте, по защите инвесторов – на 4-м месте.

 


 

Малайзия является одним из перспективных партнеров Российской Федерации среди стран-членов АСЕАН. Малайзия - входит в число 24 самых конкурентоспособных стран мира. Она занимает первое место в регионе по экспорту сельскохозяйственного сырья, второе (после Сингапура) - по экспорту изделий обрабатывающей промышленности. Наряду с Индонезией и Брунеем Малайзия - крупнейший экспортер нефти и сжиженного природного газа во всем регионе Юго- Восточной Азии. Малайзия занимает 1 место в мире по выпуску электронных чипов. По темпам стабильного роста ВВП страна также входит в число мировых лидеров. В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Малайзия стоит на 12-м месте, по защите инвесторов - на 4-м месте .

 

Малазийская экономика закончила 2014 г. с темпами роста ВВП на уровне 6% (в 2013 г. - 4,7%). Объем ВВП Малайзии в 2014 г. составил 238,5 млрд. долл. США.

Наибольший удельный вес в ВВП Малайзии занимает сектор услуг - 55,3% и составляет 131,9 млрд. долл. США (в 2013 г. - 55,2%). Темпы роста данного сектора (в 2014 г. - 6,3%) обусловлены потребностями внутреннего рынка и, в частности, таких подсекторов как коммуникации. В первую очередь за счет развития услуг передачи данных, а также реализации правительственных инициатив, направленных на расширение широкополосной высокоскоростной сети, особенно в сельских районах и среди малообеспеченных семей, что привело к повышению спроса на услуги средств широкополосной связи. Активно развивался сектор транспортных и складских услуг, прежде всего за счет устойчивого роста пассажирских перевозок. Рост финансовых и страховых услуг (2%) в совокупности оказался достаточно скромным из-за невысоких страховых премий и процентных ставок.

Правительством Малайзии поставлена задача довести к 2020 г. объем сектора услуг до 60% ВВП страны.

Доля промышленного сектора в ВВП страны составляет 24,6% (58,6 млрд. долл. США), сельскохозяйственного сектора - 14,5% (16,4 млрд. долл. США, добывающих отраслей - 12,7% (18,7 млрд. долл. США).

Позиция Малайзии на внешних рынках в 2014 г. оставалась устойчивой. Объем товарооборота страны за 2014 г. достиг 452,8 млрд. долл. США (+5,9%). Объем экспорта составил 239,4 млрд. долл. США (+6,4%), импорта - 213,4 млрд. долл. США (+5,3%). Торговый баланс страны семнадцатый год подряд имеет положительное сальдо, которое составило 26,0 млрд. долл. США.

Основными товарами экспорта Малайзии в 2014 г. стали электрические машины и оборудование - 46,84 млрд. долл. США, изделия электронной техники - 26,34 млрд. долл. США, изделия химической промышленности - 38,0 млрд. долл. США, оборудование и механические устройства - 8,57 млрд. долл. США. Основными товарами импорта - электрические машины и оборудование - 54,51 млрд. долл. США, топливо минеральное и нефть - 22,86 млрд. долл. США, изделия химической промышленности - 17,78 млрд. долл. США, оборудование и механические устройства - 16,41 млрд. долл. США.
Главными торговыми партнерами Малайзии в 2014 г. оставались Китай 59,85 млрд. долл. США (рост 2,2%), Сингапур - 55,57 млрд. долл. США (+8,2%) и Япония - 38,73 млрд. долл. США (+1,4). Торговая политика Малайзии в 2014 г. была направлена на увеличение доли азиатского рынка во внешней торговле Малайзии. Так, доля стран АСЕАН во внешнеторговом обороте Малайзии составила 26,8%, в то время как на страны ЕС пришлось 6,2%, а на США — 7,4%.

В 2014 г. по данным ФТС двусторонний товарооборот составил 3296,9 млн. долл. США (по сравнению с 2013 г. рост на 22,7 %), экспорт России в Малайзию достиг 1838,0 млн. долл. США (увеличение на 43,6 %), а импорт - 1458,8 млн. долл. США (увеличение на 3,8 %).

В структуре экспорта России в Малайзию в 2014 г. преобладали топливо минеральное и нефть (84,0 %), удобрения (7,7 %), бумага, картон и изделия из них (1,3%).

В импорте России из Малайзии значительную долю составили электрические машины и оборудование (38,7%), реакторы ядерные и котлы (13,2 %); продукция химического производства, в том числе резина и каучук и изделия из них (9,0 %); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, в том числе жиры и масла животного или растительного происхождения, какао и продукты из него (7,3%).

Стратегия экономического развития Малайзии предусматривает дальнейшую либерализацию торговой и инвестиционной политики страны. Основными целями внешнеэкономической политики являются улучшение доступа на экспортные рынки сырьевых товаров, готовой продукции и услуг, развитие экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение товарооборота с основными торговыми партнерами, диверсификация торговли путем выхода на новые рынки, усиление торгово-экономического сотрудничества внутри АСЕАН и расширение двусторонних торговых и инвестиционных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Административных ограничений нет, однако, Российская Федерация не имеет Соглашения о свободной торговле с Малайзией, что ставит российских экспортеров в неравное положение с импортерами из стран, имеющих такие соглашения.

Интересы России в Малайзии - сотрудничество в развитии высокотехнологичных и инновационных отраслей промышленности, обмен опытом в создании ОЭЗ, технопарков. Укрепление связей в нефтегазовой отрасли, развитие контактов в области атомной энергетики и др.

Интересы Малайзии в России - увеличение объемов импортных поставок сырьевых товаров из России (нефть, удобрения и др.), увеличение экспорта в Россию пальмового масла и продуктов его переработки, продукции электронной и электротехнической промышленности и др. Традиционно активно ведется сотрудничества в сфере ВТС.