Азия

Республика Союз Мьянма

ВВП Мьянмы составляет 65 млрд долл. США, около 1,2 тыс. долл. на душу населения в год. Экономика растет темпами более 8%. Основой экономики является аграрный сектор, в котором занято до 70% всего трудоспособного населения и производится около 36% ВВП. В сельхозобороте находится примерно 25 млн. га земли, из них под пашней 12 млн. га. Определённый интерес для России могут представлять мьянманские рис, бобовые, морепродукты и фрукты.

 

ВВП Мьянмы составляет 65 млрд долл. США, около 1,2 тыс. долл. на душу населения в год. Основой экономики является аграрный сектор, в котором занято до 70% всего трудоспособного населения и производится около 36% ВВП. В сельхозобороте находится примерно 25 млн. га земли, из них под пашней 12 млн. га.

 

Экономика растет темпами более 8%. Внешняя задолженность Мьянмы находится на уровне 6 млрд долл.  Важное место в экономике страны занимает промысел и переработка морских и речных биоресурсов (до 10% ВВП). Производство морепродуктов - более 2,5 млн. тонн в год. Экспорт рыбы и морепродуктов обеспечивает до 9% валютных поступлений.

 

Мьянманские недра богаты углеводородами, подтвержденные запасы нефти в стране составляют 206,9 млн. баррелей (106 млн. на шельфе и 100,9 млн. на континенте), природного газа - 350-400 млрд. кубометров. Добыча составляет до 10 млн. баррелей нефти и 2,5-3 млрд. куб.м газа в год, большая часть идет на экспорт. Страна импортирует нефтепродукты и испытывает дефицит газа для внутреннего потребления. Ежегодно добывается порядка 2 млн. тонн угля.


На обрабатывающую промышленность приходится порядка 26% ВВП. Активно развиваются горнодобыча, строительная отрасль, производство текстильных изделий, деревообработка. В стране имеются промышленные зоны, зарегистрированы свыше 65 тыс. предприятий.

 

Объём заявленных иностранных инвестиций составляет 52,8 млрд. долл. США (859 компаний из 37 стран). Основные инвесторы - КНР (27%), Таиланд (19%), Сингапур (16%), Гонконг (13%), Республика Корея и Великобритания (по 7%). В 2014 г. привлечено 6,3 млрд. долл. За десять месяцев 2014/15 ф.г. (с 1 апреля) внешнеторговый оборот составил 23,5 млрд. долл. США, экспорт 9,65 млрд, импорт 13,85 млрд. По сравнению с прошлым годом резко вырос дефицит торгового баланса.

 

Основными экспортными товарами являются газ (около 30% от всего объема внешней торговли) рис, бобовые, морепродукты, древесина, швейные изделия, драгоценные камни. Главные статьи импорта: потребительские товары, машины и оборудование, металлы, пищевые масла, цемент, удобрения, медикаменты. Основные торговые партнёры – Китай, Сингапур, Таиланд, Индия и Малайзия.

Транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры развиты слабо. Согласно официальной статистике, общая протяженность автодорог составляет более 35 тыс. км, из них на асфальтированные приходится порядка 20%, а железных дорог - 5,5 тыс. км. Всего в Мьянме построено 70 аэропортов, 12 из которых признаны годными для эксплуатации ближне- и среднемагистральных самолетов, 3 аэропорта (в Янгоне, Мандалае и Нейпьидо) имеют статус международных. Число абонентов мобильной связи составляет около 10 млн. человек (20% населения). В январе 2014 г. норвежский «Теленор» и катарский «Уриду» получили лицензии на ведение бизнеса в телекоммуникационном секторе. Быстрыми темпами растёт использование сети Интернет.


Основная часть электроэнергии производится на ГЭС (около 50%) и тепловых станциях (порядка 30%). Гидроэнергетический потенциал страны оценивается в 100 тыс. МВт. Суммарный объем электроэнергии, вырабатываемой на ГЭС, составляет примерно 2,5 тыс. МВт (1,8 тыс. МВт в сухой сезон). Потребности в электроэнергии оцениваются в 4,5 тыс. МВт в 2020 г., 8 тыс. МВт в 2025 г. Существуют планы соответствующего увеличения электрогенерации и сокращения потерь при передаче электроэнергии, которая составляет до 20%.

 

Помимо нехватки электроэнергии и отсутствия развитой инфраструктуры острыми проблемами являются слабость валютно-финансовой и банковской систем, излишняя бюрократизация при принятии экономических решений, коррупция. Руководство страны предпринимает шаги по изменению сложившейся ситуации. Упрощена система получения разрешений на осуществление инвестиций и экспортно-импортных операций, продолжается целенаправленная политика по приватизации госпредприятий, реформируются финансовый сектор, в частности существуют планы открытия фондовой биржи. В 2014 г. девяти иностранным банкам были выданы лицензии на работу в РСМ. Информация о предполагаемых к реализации на конкурсной основе инвестиционных проектах и закупках регулярно публикуется на сайтах соответствующих министерств, в печати, а также на сайтах отдельных консалтинговых компаний.


Многие партнёры Мьянмы идут по пути создания в стране собственных или совместных предприятий по переработке сырья в соответствии с требуемыми стандартами. Для развития сотрудничества в данной отрасли требуется усиление фитосанитарного контроля и сертификации продукции.

По данным российской таможенной статистики в январе-ноябре 2014 г. товарооборот между Россией и Мьянмой составил 74,7 млн. долл. США (темп роста – 71,5% по сравнению с ноябрем 2013 г.), в том числе российский экспорт составил 40,5 млн. долл. США (темп роста – 56,2%), а импорт – 34,2 млн. долл. США (темп роста – 105,9%).

В январе-ноябре 2014 г. основу российского экспорта в Мьянму составили машины, оборудование и транспортные средства (удельный вес в российском экспорте – 61,6%); металлы и изделия из них (12,0%); продукция химической промышленности (10,8%). Структуру импорта формировали: продовольственные товары и с/х сырье (77,4%), текстиль и изделия из него (22,0%).

 

Определённый интерес для России могут представлять мьянманские рис, бобовые, морепродукты и фрукты.

 

ОАО «ВО «Тяжпромэкспорт» возводит чугуноплавильный комбинат в г. Панг Пет Шанской национальной области.

 

Компания «Башнефть» 10 августа 2014 г. подписала соглашение с государственной MOGE о работе на нефтяном блоке ЕР-4 (центральная Мьянма) стоимостью 38,3 млн долл. США.

В Мьянме также работает ЗАО НК «Нобель Ойл», уже вложившее в проект более 90 млн долл. США.
С августа 2014 г. заработала Межправительственная российско-мьянманская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству под сопредседательством Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева и Министра национального планирования и экономического развития РСМ Кан Зо. В декабре 2014 г. Мьянму посетила первая российская бизнес-миссия.

 

В июле 2014 г. подписано Соглашение между Федеральной службой по финансовому мониторингу и Подразделением финансовой разведки Республики Союз Мьянма о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.


На рассмотрении мьянманской стороны находится российский проект Соглашения о возобновлении деятельности в Янгоне торгового представительства Российской Федерации и проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Союз Мьянма о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Транспортно-логистическая отрасль Республики Союз Мьянма, включающая автомобильные и железные дороги, водное и воздушное сообщение, а также трубопроводы, нуждается в существенной модернизации. Согласно исследованиями Всемирного Банка, по степени развитости транспортной инфраструктуры РСМ занимает 145 место из 160 государств, а среди стран АСЕАН - 10 место. Мьянма, расположенная между такими крупными промышленными державами как Китай и Индия, пока не встроена в общую транспортную систему региона.

Для улучшения ситуации Правительством принято решение о создании 10 т.н. «логистических коридоров» проложенных по суше и воде с севера на юг и с запада на восток. Новые транзитные направления по территории Мьянмы соединят Индию, Бангладеш, Китай, Таиланд, Лаос и побережье Андаманского моря. Дороги будут замыкаться на 3 «национальных центра роста» (перевалочные пункты) - Янгон, Нейпьидо, Мандалай; 6 «региональных» - Мейтхила, Ситтве (Чаупью), Патейн, Баго (Хантавади), Моламьяйн, Давей, а также 12 «агро-индустриальных» и 7 «специальных» центров. В рамках данной концепции осуществляются нынешние и планируются будущие логистические проекты в РСМ.

 

Общая протяженность основных автодорог - немногим более 35 тыс. км., из которых примерно половина имеет твердое покрытие разной степени качества. В Мьянме действует 80 главных трасс, 2/3 из которых ведут с юга на север и 1/3 с востока на запад.

 

В Мьянме действует 64 аэропорта, из которых лишь 36 имеют взлетно- посадочные полосы с твердым покрытием и еще 3, будучи способными принимать средне и дальнемагистральные лайнеры, обслуживают международные рейсы. Из международного аэропорта г.Янгона осуществляются регулярные полеты на Бангкок, Куала-Лумпур, Куньминь, Гуанчжоу, Пекин, Доху, Гонконг, Сеул, Сингапур, Тайбэй, Токио и Чиангмай. Мандалайский аэропорт соединен авиасообщением с Чиангмайем, Бангкоком, Куньминем и Сингапуром, а Нейпьидо ежедневным вечерним рейсом с Бангкоком. На международных маршрутах работают 2 мьянманских перевозчика - «Golden Myanmar Airlines» и « Myanmar Airways International».

В 2014 году терминалы РСМ обслужили 3 млн. пассажиров, из которых 2,7 млн. пришлось на аэропорт Янгона. С целью увеличить пропускную способность руководство страны приняло решение о возобновлении строительства международного аэропорта «Хантавади», находящегося в районе г.Баго в 77 км. от Янгона. Аэровокзал рассчитан на 12 млн. пассажиров ежегодно. Оператором проекта стало объединение компаний «Yongnman», «САРЕ» и «JGC» (Сингапур). Ввод в эксплуатацию запланирован на 2020 год. Оценочная стоимость - 1,1 млрд. долл. США.

Хотя на внутренних рейсах используются турбовинтовые самолеты «АТR-72», некоторые перевозчики постепенно закупают современные реактивные «Bombardier».

 

После прихода к власти новго Правительства в 2015-2016 гг. транспортный сектор Мьянмы получит свежий импульс к разработке планов и проектов в которых российская сторона могла бы быть заинтересована.

International Conference on Geological Engineering (8-9 февраля);
International Conference on Environment and Renewable Energy (9 февраля);
Myanmar Power Summit (9-11 марта);
Myanmar FoodBev (12-14 марта);
Myanmar Civil Aviation Development Conference (24-26 марта);
The Third Annual Myanmar Hospitality and Tourism Conference (25-27 марта);
Myanmar Hospitality and Tourism Conference (30 марта-1 апреля);
Myanmar Offshore Summit 2015 (21-22 апреля);
Auto Expo Myanmar 2015 (22-25 июля);
 Myanmar International Machine Tool and Automation Exhibition (22-25 июля);
 Myanmar International Electrical, Electronics and Electric Power Equipment (22-25 июля);
 The 4th Myanmar International Plastics, Rubber, Packaging, Printing and Foodtech Industry Fair (14-17 августа);
 The 4th Myanmar International Agriculture Techniques and Equipment Exhibition (14-17 августа);
 Myanmar International Building Material, Hardware and Tool Exhibition (5-8 ноября);
 Myanmar International Lightning Exhibition (5-8 ноября);
 International Wood Processing Machines, Cutting Tools and Hand Tools Fair (5-8 ноября).
Больше информации о мьянманских выставках можно получить на сайте www.myanmar-expo.com.
1.Издание «Business» Федерации торгово-промышленных палат Союза Мьянма (The Union of Myanmar Federation of Chambers of Commerce and Industry (UMFCCI)) – www.umfcci.com.mm, эл.адрес – umcci@mptmail.net.mm;
2.Издание «Myanmar Business Today» - www.mmbiztoday.com, www.facebook.com/MyanmarBusinessToday, эл.адрес – mbt.prasert@gmail.com;
3.Издание «The Myanmar Insider» - www.myanmarinsider.com, www.facebook.com/TheMyanmarInsider, www.twitter.com/MyanmarInsider, эл.адрес – enquiry@myanmarinsider.com;
4.Myanmar Business Update, New Crossroads Asia – www.newcrossroadsasia.com, www.twitter.com/@ncra_myanmar, www.blomberg.com NCRA/go, эл.адрес -  research@newcrossroadsasia.com;
5.Thura Swiss, Thura News Views Issue 140 –www.thuraswiss.com/store/myanmartradingreport, эл.адрес – newsletter@thuraswiss.com;
6.The Report Myanmar – www.oxfordbusinessgroup.com, эл.адрес – myanmar@oxfordbusinessgroup.com.