Экономика Республики Фиоиппин по большинству основных параметров относится к категории развивающихся. Формирование ряда структурных показателей отражает начавшийся за последние три десятилетия ее переход к постиндустриальной фазе развития. Темпы ВВП Республики Филиппины замедлялись на протяжении первых девяти месяцев 2014г. до 5,3%. Последний квартал принес обнадеживающие результаты с показателем в 6,9%.
По части предложения лидирующую позицию продолжало занимать личное потребление, поддерживаемое за счет валютных переводов от зарубежных филиппинских рабочих (ЗФР) и обеспечивающее более половины роста показателя, за которым следовали инвестиции в основной капитал и инфраструктуру. Главной составляющей со стороны предложения в ВВП страны традиционно является сектор услуг, удельный вес которого в макроэкономическом индикаторе составляет 46,3%. В промышленности основным компонентом роста продолжает оставаться обрабатывающий сектор, после которого следуют строительство и энергетика. Новым источником повышения индикатора стали утвержденные недавно проекты частно-государственного партнерства, добавившие в копилку ВВП порядка 1,5%, а также программы реконструкции. Вдобавок оживился после длительного торможения товарный экспорт, чему способствовал относительно низкий курс филиппинского песо и экономическая активность в странах - торговых партнерах (Приложение 1. Структура обрабатывающего сектора Филиппин в разрезе показателей валовой добавленной стоимости).
В 2014г. в экспорте Филиппин наибольший удельный вес традиционно приходился на продукцию электронной промышленности (40%), прочую готовую продукцию (8,8%) и технологическое и транспортное оборудование (6,4%). Важная роль в поставках за рубеж также отводилась изделиям из дерева и мебели (5,5%), минеральному сырью (5,2%) и товарам химической промышленности (4,4%). В числе ведущих групп товаров филиппинского экспорта также комплекты проводов систем зажигания для морского, авиа- и автотранспорта (3,3%); предметы одежды (3%), металлические компоненты (2,7%). Заметный рост в экспортных поставках по итогам рассматриваемого периода был отмечен среди контрольно-измерительного оборудования (почти в 2 раза), технологического и транспортного оборудования (85%), минерального сырья (68%, видимо за счет вывоза никелевой руды), оборудования для электронной обработки данных (44%), пальмового масла (24%).
Основу импорта составляли минеральное топливо (22%), полупроводниковые компоненты и устройства (17%), транспортное оборудование (10%) и оборудование для электронной обработки данных (2%). Среди товарных групп наиболее значительный рост произошёл в импортных закупках злаков и заготовок на их основе (31,3%), пластических масс в первичной и переработанной формах (30%), транспортного оборудования (23%), неметаллических минеральных изделий (15%) и минерального топлива и товаров на его основе (6,1%).
Важной составляющей работы по расширению торгово-экономического сотрудничества могла бы стать проработка наращивания взаимодействия в приоритетных для России и Филиппин отраслях (к примеру, энергетика, транспорт, высокие технологии), а также продвижение инвестиционных проектов, представляющих интерес для компаний двух стран, через механизм деловых советов, играющих заметную роль в проработке конкретных направлений и проектов сотрудничества (инвестиционных, кооперационных и др.).
Вопреки значительным сдвигам в развитии эксперты сходятся во мнении, что Филиппины еще далеки от эталона страны с высокой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено такими факторами как низкая доля квалифицированного персонала в составе сотрудников местных предприятий и высокий уровень бюрократизации. В числе сдерживающих доступ на рынок факторов также - взяточничество и коррупция в государственных органах, ограничения прав собственников в отдельных отраслях, слабое регулирование защиты прав интеллектуальной собственности, взимание НДС с внешнеэкономических операций, недостаточная развитость инфраструктуры, а также барьеры в торговле тарифного и нетарифного происхождения. Кроме того, говоря о Филиппинах, на решение иностранных инвесторов негативно влияет фактор удаленности от основных рынков сбыта, а также неблагоприятная криминальная обстановка. В то же время, существующие ресурсы дешевой рабочей силы являются одним из решающих факторов инвестиций в невысокотехнологичные обрабатывающие сектора.
До настоящего времени двустороннее инвестиционное сотрудничество между Россией и Филиппинами не получило эффективного развития. Российский бизнес сохраняет определенную инертность и воспринимает Филиппины как развивающийся рынок с ограниченным коммерческим потенциалом. В свою очередь, необходимо учитывать, что Республика Филиппины традиционно не является крупным зарубежным инвестором. В двусторонних отношениях практически не получили развития долгосрочные кооперационные связи и совместные производственные проекты. Важно содействовать расширению взаимодействия компаний двух стран в области энергетики (местные деловые круги проявляют все больший интерес к закупкам сжиженного природного газа (СПГ) и создания соответствующей инфраструктуры) и высокотехнологичных секторах. Можно сосредоточить усилия на содействии развитию производственной кооперации и созданию компаниями двух стран совместных предприятий. Приоритетными областями сотрудничества способна стать реализация совместных проектов в области машиностроения, энергетики, строительства промышленных объектов и инфраструктуры.
Регулирование инвестиционной деятельности
Нормативно-правовая база Республики Филиппины гарантирует базовые права инвесторов и предприятий. Капиталовложения инвесторов защищены от национализации; случаи экспроприации возможны исключительно в национальных интересах, в установленном законодательством порядке и сопровождаются выплатой адекватной компенсации, соответствующей рыночной стоимости экспроприированных активов с начислением соответствующих процентов. Иностранным инвесторам гарантируется перевод платежей в связи с капиталовложениями в свободно конвертируемой валюте по обменному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с валютным регулированием, действующим на территории Республики Филиппины. Компаниям-инвесторам филиппинское правительство предоставляет гарантии по репатриации вложенных активов в случае ликвидации предприятия, а также произведении расчетов в иностранной валюте по процентным платежам и долговым обязательствам.
Одним из базовых действующих нормативных документов в области регулирования инвестиций является Сводный инвестиционный кодекс 1987г. (Omnibus Investments Code), обеспечивающий набор льгот местным и зарубежным предприятиям, вовлеченным в виды деятельности, оцениваемые правительством как перспективные для развития национальной экономики.
Льготы предоставляются предприятиям, занимающимся видами деятельности, перечисленными в текущих Планах инвестиционных приоритетов, формируемых ежегодно и утверждаемых Президентом государства. В противном случае они могут быть предоставлены при удовлетворении инвесторами следующих критериев: выпуск не менее 50% продукции на экспорт (для филиппинских инвесторов); выпуск не менее 70% продукции на экспорт (для предприятий с иностранным капиталом более 40%).
Регулирование импорта
Средний импортный тариф на Филиппинах составлял в 2013г. 6,3%, что существенно ниже требований ВТО. Как правило, импорт готовых изделий, имеющий конкуренцию с местными товарами облагается более высокой пошлиной, нежели те товары, которые не производятся на Филиппинах. В соответствии с взятыми на себя обязательствами по соглашению о ЗСТ АСЕАН, Филиппины отменили налоги на 99% товаров гармонизированного тарифа АСЕАН.
На основании Закона о защитных мерах введение тарифных барьеров на импорт с целью обеспечить интересы национальных производителей является прерогативой министра торговли и промышленности и министра сельского хозяйства. В случае сельскохозяйственного импорта возможно также установление лимита на ввоз товара. Филиппинское правительство сохраняет использование защитных ставок на импорт изделий из стекла, керамической плитки и стальных уголков.
В настоящее время защитные меры в отношении российских организаций не применяются. Однако в конце 2014г. завершилось специальное защитное расследование в отношении импорта бумаги газетной, поставки которой из Российской Федерации оцениваются порядка 20 млн.долл. ежегодно.
Импортные требования и документация
В большинстве случаев ограничения на импорт на Филиппины какой-либо товарной номенклатуры отсутствуют. Исключения составляют товары, которые могут нанести вред здоровью и безопасности человека, национальной безопасности, импорт которых угрожает принятым международным обязательствам и развитию местных отраслей промышленности. Таким образом, поставки на Филиппины подразделяются на три категории товаров:
1. Свободно импортируемые товары – импорт не требует предварительного согласования или получения разрешения от какого-либо госучреждения;
2. Регулируемый импорт – импорт таких товаров, на которые требуется получение согласования/ разрешения от госучреждений и центробанка;
3. Запрещенный импорт – неразрешенный в соответствии с государственным законодательством.
Товаросопроводительные документы в случае поставок на Филиппины включают:
Использование услуг агента или дистрибьютора
В случае намерений продвижения на местный рынок здесь часто практикуется использование агентских услуг, либо имеется возможность заключения договоренностей с местными дистрибьюторами. После изучения вэб-сайта зарубежной компании и перечня выпускаемой продукции агент/ дистрибьютор определяет, имеется ли ниша для этих товаров на местном рынке. Условия контрактов в таких случаях содержат, как правило, следующие ключевые элементы:
Условия расторжения контрактов с агентами/ дистрибьюторами по желанию одной из сторон не регулируются местным законодательством. Практикуется внесение в контракт отдельного положения, предусматривающего его расторжение, как правило, с извещением другой стороны за 30 дней. Стоимость комиссионных услуг агента/ дистрибьютора варьируется на Филиппинах в пределах 5 – 10%% в зависимости от характера товара.
Стандартного прототипа филиппинского агента/ дистрибьютора не существует. Торговые компании могут варьироваться по своему размеру, ассортименту реализуемых товаров, охвату сбыта и, наконец, способу реализации (самостоятельно, либо через дилерские или розничные сети или субагентов).
Корпоративные агенты/ дистрибьюторы должны быть занесены в реестр Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям Филиппин; частные агенты и небольшие компании регистрируются в Министерстве торговли и промышленности Филиппин.
Российским компаниям, подбирающим себе филиппинского партнера, также необходимо учитывать следующие факторы:
Учреждение офиса на Филиппинах
Основными организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности на Филиппинах являются индивидуальные частные предприятия (ИЧП), товарищества и корпорации. В меньшей степени используемые виды – акционерные компании, совместные счета, деловые трасты и кооперативы.
Предприятию перед началом своей коммерческой деятельности необходимо пройти регистрацию/ получить разрешительные документы в следующих учреждениях:
|
Наименование учреждения |
Требования; пошлины и сборы |
Затраты времени |
1. Корпорация/ товарищество |
Securities and Exchange Commission (SEC) |
1/5 от 1% уставного капитала |
5 рабочих дней |
2. ИЧП |
DTI |
10 долл. США |
1 день |
3. Получение льгот |
Board of Investments (BOI) |
в зависимости от оценочной стоимости проекта |
BOI – в течение 3х недель в случае пилотных проектов |
4. Получение индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) |
Bureau of Internal Revenue (BIR) |
нет требований |
1 день |
5. Разрешение региональной администрации (лицензия) |
региональная администрация (офис мэра), где регистрируется головной офис организации |
|
в течение двух недель |
6. Разрешение местной администрации |
местная администрация, где регистрируется головной офис организации |
регистрационная пошлина варьируется от 10 до 15 долл. США |
1 день |
7. Регистрация сотрудников в органах социального обеспечения |
местное отделение Системы социального обеспечения (Social Security System, SSS) |
нет требований |
1 день |
8. Экологический сертификат |
Department of Environment and Natural Resources (DENR) |
ECC – от 100/ 150 долл. США в зависимости от вредности |
ECC – в течение 120 рабочих дней |
9. Подключение к коммунальным услугам |
телефонная связь – в зависимости от провайдера: |
тарифы варьируются |
1 день |
водоснабжение |
в зависимости от предполагаемого потребления (за м куб.) |
две недели |
|
MERALCO (Manila Electric Co.) |
в зависимости от предполагаемого потребления (за кВт/ час) |
от двух до четырех недель |
Транснациональные корпорации, в зависимости от вида предпринимательской деятельности, могут учредить и зарегистрировать любую из следующих организационно-правовых форм деятельности: отделение компании, филиал, лицензионное или франчайзинговое предприятие, совместное предприятие, региональное подразделение (РП) или региональное производственное подразделение (РПП). Могут претендовать на следующие стимулирующие приток иностранных инвестиций механизмы:
РП |
РПП |
ФУНКЦИИ |
|
|
|
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ |
|
|
|
|
|
|
Отрасли |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
Продукты питания |
990 250 |
1 052 093 |
1 174 347 |
Проивзодство напитков |
83 304 |
87 174 |
110 621 |
Табачная пр-сть |
6 187 |
7 007 |
6 855 |
Текстиль |
48 635 |
43 381 |
50 311 |
Предметы одежды |
85 795 |
76 319 |
73 038 |
Кожевенно-обувная пр-сть |
9 301 |
10 663 |
11 200 |
Деревообрабатывающая пр-сть |
19 085 |
18 207 |
18 738 |
Целлюлозно-бум. пр-сть |
14 930 |
13 343 |
14 403 |
Полиграфическая пр-сть |
14 918 |
16 235 |
30 967 |
Нефть и нефтепродукты |
151 783 |
137 148 |
156 083 |
Химическая пр-сть |
139 862 |
270 958 |
281 982 |
Полимерная пр-сть |
31 220 |
30 772 |
32 893 |
Неметаллические мин. продукты |
58 681 |
64 572 |
65 698 |
Металлургия |
38 517 |
47 828 |
43 768 |
Изделия из металлов |
19 257 |
19 163 |
26 647 |
Машиностроение |
26 373 |
25 990 |
30 992 |
Офисное и компьютерное оборудование |
24 731 |
22 269 |
22 741 |
Электромашиностроение |
40 391 |
35 855 |
37 659 |
ТВ, радиообор-е и связь |
259 333 |
272 338 |
294 515 |
Транспортное оборудование |
42 710 |
33 750 |
36 238 |
Мебельная пр-сть |
24 098 |
31 024 |
34 093 |
Прочий обрабатывающий сектор |
41 557 |
39 325 |
38 252 |
ВСЕГО |
2 170 918 |
2 355 416 |
2 592 040 |
Наименование проекта |
|
Статус |
Дата утвержд. |
Финансирование АзБР (в тыс.долл. США) |
Адрес проекта |
Сектор |
Подсектор |
Проект расширения предпринимательской актитвности и роста занятости в сельских районах |
Enhancing Rural Enterprise and Rural Employment Project |
утвержд. |
18 дек, 14 |
1 000 |
|
С.-х., природные ресурсы |
развитие рынка с сельск. м-сти |
Программа содействия среднему образованию |
Senior High School Support Program |
утвержд. |
15 дек, 14 |
300 000 |
|
Образование |
среднее образование |
Программа повышения конкурентоспособности в условиях инклюзивного роста (2 ая ступень) |
Increasing Competitiveness for Inclusive Growth Program (Subprogram 2) |
утвержд. |
15 дек, 14 |
350 000 |
|
Промышленность и торговля |
Развитие пром-сти и торговли |
Программа развития сетей канализации и водоснабжения |
Metro Manila Water and Sanitation Development Project |
утвержд. |
25 ноя, 14 |
1 000 |
Манила |
Водоснабжение и муниципальная инфр-ра |
городское водоснабжение и канализация |
Программа развития городской канализации и водоснабжения |
Urban Water Supply and Sanitation Project |
рассматр. |
|
70 000 |
г. Себу |
Водоснабжение и муниципальная инфр-ра |
водоснабжение и канализация |
Проект утилизации твердых отходов |
Solid Waste Management Sector Project |
рассматр. |
|
70 000 |
|
Водоснабжение и муниципальная инфр-ра |
утилизация отходов |
Проект развития сетей канализации и водоснабжения |
Metro Manila Water and Sanitation Development Project |
рассматр. |
|
100 000 |
Манила |
Водоснабжение и муниципальная инфр-ра |
городское водоснабжение и канализация |
Проект развития водоснабжения |
Water District Development Sector Project |
рассматр. |
|
60 000 |
Национальный |
Водоснабжение и муниципальная инфр-ра |
городское водоснабжение и канализация |
Проект совершенствования водоснабжения |
Angat Water Transmission Improvement Project |
рассматр. |
|
115 500 |
муниц-т Ангат |
Водоснабжение и муниципальная инфр-ра |
городское водоснабжение |
Проект расширения предпринимательской актитвности и роста занятости в сельских районах |
Enhancing Rural Enterprise and Rural Employment Project |
рассматр. |
|
200 000 |
|
С.-х., природные ресурсы |
развитие производства и рынка с сельск. м-сти |
Наименование |
Сроки проведения |
Место проведения |
Тематика |
Организатор |
Фдрес в Интернете |
NATURAL GAS SUMMIT, Series 3 |
5.03.2015 - 6.03.2015 |
InterContinental Hotel, Makati |
Международная конференция по развитию отрасли природного газа на Филиппинах |
Leverage International (Consultants) Inc. |
|
Manila FAME 2015 |
13.03.2015 - 16.03.2015 |
SMX Convention Center |
Международная выставка подарков, праздничного декора, мебели, дизайна и аксессуаров |
Center for International Trade Expositions and Missions (CITEM) |
|
Water Philippines 2015 |
25.03.2015 - 27.03.2015 |
SMX Convention Centre, Manila |
Mежд. специализированная выставка-конференция по использованию водных ресурсов и водоочистке; оборудование для очистки и производства питьевой воды, фильтры, оборудование для контроля и определения качества воды |
UBM Asia |
|
Manila International Auto Show (MIAS) 2015 |
9.04.2015 - 12.04.2015 |
Manila World Trade Centre Metro (WTCMM) |
Международная выставка продукции автомобилестроения |
Worldbex Services International |
|
International Food Exhibition (IFEX) Philippines 2015 |
21.05.2015 - 24.05.2015 |
SMX Convention Centre |
Международная выставка продуктов питания |
CITEM |
|
Marine Philippines 2015 |
17.06.2015 - 19.06.2015 |
SMX Convention Centre |
Международная выставка морского оборудования, судоходства и морских грузоперевозок |
Fireworks Philippines and Fireworks Trade Media Pte Ltd. |
|
Power & Electricity World Philippines 2015 |
17.06.2015 - 18.06.2015 |
SMX Convention Centre |
электродвигатели, генераторы и трансформаторы, электрическая распределительная и регулирующая аппаратура |
Terrapinn Holdings Ltd. |
|
Solar Show Philippines 2015 |
17.06.2015 - 18.06.2015 |
SMX Convention Centre |
Выставка возобновляемых источников энергии |
Terrapinn Holdings Ltd. |
|
Manila Food and Beverage Expo (MAFBEX) 2015 |
17.06.2015 - 21.06.2015 |
WTCMM |
Международная выставка продуктов питания |
Worldbex Services International |
|
Live Stock Philippines Expo 2015 |
24.06.2015 - 26.06.2015 |
SMX Convention Center (Манила, |
Международная выставка животноводства, птицеводства и мясной промышленности |
AMB Exhibitions Sdn Bhd |
|
Philippine Die & Mold Machine Tools, Metalworking Machinery, Equipment, Accessories, Hardware (PDMAEC 2015) |
26 августа – 29 августа 2015 года |
World Trade Centre Metro Manila (WTCMM) |
Международная выставка промышленного оборудования, металлообработки, автоматизации технологических процессов |
MAI Management Philippines |
|
E-commerce World Philippines 2015 |
01.09.2015 - 02.09.2015 |
SMX Convention Centre |
Международная выставка электронной торговли. Технологии эл. коммерции и услуг, торговые порталы и сайты, ПО, цифровой маркетинг, управление контентом |
Terrapinn Holdings Ltd. |
|
Retail World Philippines 2015 |
01.09.2015 - 02.09.2015 |
SMX Convention Centre |
Международная выставка технологий для предприятий розничной торговли |
Terrapinn Holdings Ltd. |
|
PowerTrends 2015 Manila |
23.09.2015 - 25.09.2015 |
WTCMM, SMX |
Международная выставка силовой энергетики и электротехники |
Leverage International (Consultants) Inc. |
|
The 17th Asia Pacific Retailers Convention & Exhibition (APRCE) 2015 |
28.10.2015 - 30.10.2015 |
SMX Convention Centre |
Выставка и конференция ритейл технологий и оборудования. Промышленное торговое оборудование, системы освещения, складские системы, холодильное оборудование, упаковочные машины |
Philippine Retailers Association |
Ассоциации предпринимателей | ||
Филиппинская Торгово-промышленная палата |
Philippine Chamber of Commerce and Industry |
|
Палата мебельной промышленности Филиппин |
Chamber of Furniture Industries of the Philippines (CFIP) |
|
Палата добывающей промышленности |
Chamber of Mines of the Philippines |
|
Палата Ассоциаций риэлторов и строителей |
Chamber of Real Estate & Builders Associations, Inc. (CREBA) |
|
Ассоциация химической промышленности Филиппин |
Chemical Industries Association of the Philippines |
|
Ассоциация производителей, дистрибьюторов и продавцов компьютерной техники |
Computer Manufacturers, Distributors and Dealers Association of the Philippines (COMDDAP) |
|
Институт общей электротехники Филиппин |
Institute of Integrated Electrical Engineers of the Philippines, Inc. (IIEE) |
|
Филиппинская Ассоциация медицинских технологий |
Philippine Association of Medical Technologists (PAMET) |
|
Филиппинская ассоциация сетей водоснабжения |
Philippine Association of Water Districts (PAWD) |
|
Филиппинская проектно-строительная ассоциация |
Philippine Constructors Association (PCA) |
|
Филиппинская конфедерация экспортеров |
Philippine Exporters Confederation Inc. (PHILEXPORT) |
|
Филиппинская ассоциация розничной торговли |
Philippine Retailers Association (PRA) |
|
Общество производителей и поставщиков электротехники на Филиппинах |
Society of Philippine Electrotechnical Constructors and Suppliers Inc. (SPECS) |
|
Государственные учреждения |
||
Центральный банк Филиппин |
Bangko Sentral ng Pilipinas (BSP) |
|
Агентство поддержки экспорта |
Bureau of Export Trade Promotion (BETP) |
|
Иммиграционное бюро |
Bureau of Immigration |
|
Управление по налогам и сборам |
Bureau of Internal Revenue (BIR) |
|
Управление стандартизации |
Bureau of Product Standards (BPS) |
|
Администрация гражданской авиации Филиппин |
Civil Aviation Authority of the Philippines (CAAP) |
|
Корпорация по развитию г. Кларк |
Clark Development Corporation (CDC) |
|
Министерство сельского хозяйства |
Department of Agriculture (DA) |
|
Министерство энергетики |
Department of Energy (DOE) |
|
Министерство окружающей среды и природных ресурсов |
Department of Environment and Natural Resources (DENR) |
|
Министерство финансов |
Department of Finance (DOF) |
|
Министерство здравоохранения |
Department of Health (DOH) |
|
Министерство внутренних дел |
Department of the Interior and Local Government (DILG) |
|
Министерство по государственным проектам и содержанию автодорог |
Department of Public Works and Highways (DPWH) |
|
Министерство науки и технологий |
Department of Science & Technology (DOST) |
|
Министерство торговли и промышленности |
Department of Trade and Industry (DTI) |
|
Комиссия по регулированию энергетики |
Energy Regulatory Commission (ERC) |
|
Координационный совет по градостроительству |
Housing and Urban Development Coordinating Council (HUDCC) |
|
Комиссия по страхованию |
Insurance Commission |
|
Агентство по интеллектуальной собственности |
Intellectual Property Office (IPO) |
|
Бюро по геологоразведке |
Mines and Geosciences Bureau (DENR-MGB) |
|
Национальный компьютерный центр |
National Computer Center (NCC) |
|
Национальное управление по экономике и развитию |
National Economic and Development Authority (NEDA) |
|
Национальная корпорация электросетей Филиппин |
National Grid Corporation of the Philippines (NGCP) |
|
Национальная энергетическая корпорация |
National Power Corporation (NPC) |
|
Национальная комиссия по телекоммуникациям |
National Telecommunications Commission (NTC) |
|
Филиппинское управление экономических зон |
Philippine Economic Zone Authority (PEZA) |
|
Сайт правительства Филиппин |
Philippine National Government Website |
|
Филиппнская национальная полиция |
Philippine National Police (PNP) |
|
Национальное управление железных дорог Филиппин |
Philippine National Railways (PNR) |
|
Управление морскими портами Филиппин |
Philippine Ports Authority (PPA) |
|
Корпорация по управлению активами в электроэнергетике |
Power Sector Assets Liabilities and Management Corporation (PSALM) |
|
Комиссия по ценным бумагам |
Securities and Exchange Commission (SEC) |
|
Городское управление СЭЗ Субик Бэй |
Subic Bay Metropolitan Authority (SBMA) |
|
Тарифная комиссия |
Tariff Commission |