Новости АТР


Развитие цифровой экономики в АСЕАН: возможности и вызовы

Перед Экономическим сообществом АСЕАН (AEC) стоит задача формирования глубоко-интегрированной и взаимосвязанной региональной экономики, направленной на повышение конкурентоспособности стран-членов АСЕАН за счет наращивания регионального инклюзивного роста и развития. Неотъемлемой составляющей процесса интеграции является признание того, что информационные и коммуникационные технологии представляют собой ключевой источник экономических и социальных трансформаций Ассоциации.
Для сохранения конкурентоспособности на глобальных рынках АСЕАН необходимо развивать цифровую экономику в регионе. Эта цель закреплена в Плане комплексного развития ИКТ АСЕАН на период до 2020 года, который призван способствовать расширению использования устойчивых и не наносящих вред окружающей среде ИКТ. Однако развитие цифровых инноваций в АСЕАН требует соответствующих политических подходов для использования преимуществ и устранения вызовов цифровой экономики в регионе.


В настоящее время на цифровую экономику АСЕАН приходится приблизительно 150 млрд долл. США доходов ежегодно. По данным глобальной консалтинговой американской компании, взаимосвязанность и онлайн услуги составляют около 40% всех доходов в цифровой экономике АСЕАН. Что даже более важно, АСЕАН имеет значительный потенциал войти в топ-5 цифровых экономик мира к 2025 году.
Прочная и жизнестойкая экономика АСЕАН является одной из основ, обеспечивающей постепенное превращение региона в глобального цифрового лидера. По прогнозам, темп рост экономики АСЕАН в следующем десятилетии составит 6% в год, что повысит уровень дохода граждан и объем имеющихся в распоряжении средств. Данная экономическая тенденция будет способствовать более активному спросу на цифровые услуги. Благоприятная демографическая обстановка и значительная доля молодого населения в регионе станет еще одним стимулом для роста цифровой экономики. По оценкам, 94% граждан в АСЕАН являются образованными и более 50% - моложе 30 лет. Данная группа населения разбирается в новых технологиях и способствует росту цифровой экономики за счет активного использования интернета.
Инвестиции в ИКТ в АСЕАН в 2014 году составили 100 млрд долл. США, с тех пор ежегодно их объем увеличивается в среднем на более 15%. Рост инвестиций в ИКТ, в том числе, имел место благодаря продолжающейся работе правительств стран региона по развитию ИКТ инфраструктуры. Более того, дальнейшая реализация AEC может стимулировать рост цифровой экономики в регионе, прежде всего за счет формирования единого рынка со свободными потоками товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала, в которых цифровые технологии играют важную роль.
Однако на пути к формированию инклюзивной цифровой экономики АСЕАН сталкивается с рядом вызовов. Основным вызовом является ограниченный широкополосный доступ в сельской местности. Значительная группа населения, прежде всего в таких странах, как Индонезия, Таиланд, Филиппины и Вьетнам, проживающая в сельских областях, зачастую не имеют доступа в интернет.
Большое число потребителей в регионе до сих пор не имеют доступа к качественным банковским услугам, что ограничивает их способность осуществлять платежи онлайн и подрывает рост данного сектора.
По оценкам глобального индекса финансовой инклюзивности Всемирного банка 2014 года, только 36% взрослых в Индонезии имели счет в банке. Даже те граждане, которые имеют доступ к банковским услугам, таким как оформление кредитных и дебетовых карт, не всегда прибегают к онлайн транзакциям и размещению своей финансовой информации онлайн. За исключением жителей Сингапура, готовность населения АСЕАН предоставлять свою финансовую информацию для онлайн покупок на 10-30% ниже среднемирового уровня.
Необходимо реализовывать соответствующие политические меры для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами цифровой экономики в АСЕАН. Одна из подобных мер – это развитие цифровой грамотности за счет улучшения систем образования.
Одновременно с этим необходима правительственная поддержка компаний, занимающихся разработкой цифрового контента, в том числе посредством налоговых льгот и обеспечения субсидий для старт-апов, вовлеченных в данный сектор промышленности. Ряд экспертов поддерживает идею формирования Совета по продвижению цифровой экономики в АСЕАН, который будет уполномочен проводить анализ рынка и осуществлять мониторинг прогресса распространения цифровых инноваций в регионе.
Также необходимо поддерживать цифровые инновации, которые помогают продвижению цепочек добавленной стоимости АСЕАН. Например, внедрение технологических сенсоров и других приборов в оборудование и машины повысит производительность сектора за счет роста добавочной стоимости в производственном процессе.
Электронная торговля играет ключевую роль в упрощении трансграничной торговли и иностранных инвестиций. Страны АСЕАН поддерживают эту тенденцию, о чем свидетельствует рост числа региональных платформ электронной торговли, таких как Lazada и платформ Alibaba в Малайзии, Таиланде и Индонезии.
Что касается законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, АСЕАН еще много что предстоит сделать. По данным Международного Индекса интеллектуальной собственности 2015 года, Сингапур получил 25,38 баллов из 30 в силу действующих строгих законов в сфере интеллектуальной собственности, а также эффективной защиты интеллектуальных прав, включая меры против онлайн пиратства и предотвращения нарушения копирайта.
Оценка Малайзии составила 14,62, согласно индексу. Несмотря на то, что Малайзия активизировала работу по борьбе с онлайн пиратством и внесла поправки в закон о копирайте, включив наказания за незаконный веб-хостинг, передачу данных и подключение, число случаев пиратства высоко.
Показатель Индонезии – 8,61 балл, что обусловлено, преимущественно, пиратским программным обеспечением и отсутствием серьезных наказаний за нарушения в ИКТ сфере в стране. Показатели Таиланда и Вьетнама еще ниже, прежде всего в силу слабых систем зашиты прав интеллектуальной собственности.
В этой связи стоит задача по модернизации и укреплению законодательной базы АСЕАН в цифровой сфере.
Пресс-релиз на официальном сайте Института исследований АСЕАН