Новости АТР


Развитие инфраструктуры, цифровизация и электронная торговля в АСЕАН

В настоящее время Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) объединяет 10 стран региона общей площадью 4,4 млн км2 с населением более 630 млн человек или 9% мирового населения. Совокупный номинальный ВВП на сегодняшний момент более 2,55 трлн долл. США, и если рассматривать его как единую экономику, то она займет шестое место в мире после США, КНР, Японии, Индии и Германии.
Регион обладает благоприятными географическими условиями, включая морские связи с быстрорастущими экономиками – Индией (темп экономического роста - более 7%), Китаем (6,5%) и глобальными рынками, как центра глобальных цепочек добавленной стоимости. Внутри АСЕАН ежегодный темп роста таких молодых экономик, такие как Камбоджа, Мьянма, Лаос, составляет более 7%. Другие страны-члены Ассоциации (Индонезия, Филиппины и Вьетнам) с населением свыше 100 млн человек демонстрируют рост в 5-6% в год.


По прогнозам, в 2017-2018 гг. темп роста АСЕАН+3 (Китай, включая Гонконг, Япония и Республика Корея) составит около 5%, стимулируемый внутренним потреблением, несмотря на ряд негативных протекционистских тенденций. Этот показатель почти в два раза выше показателя развитых стран и стран с переходной рыночной экономикой в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке. В условиях сохранения региональных конфликтов и соперничества, АСЕАН остается важнейшим объединением, позволяющим поддерживать баланс, мирное урегулирование споров, а также мир и стабильность в регионе.
Сегодня доля АСЕАН и Китая в глобальной торговле почти превышает долю США, а все больше стран-членов Ассоциации наращивают свои торговые связи. Доля участия АСЕАН+3 в глобальных цепочках поставок составляет более 50% экспорта, что выше, чем у США (40%) и Еврозоны (чуть больше 50%).
Регион обладает богатейшими природными ресурсами, включая тропические леса, морские рифы и почти 13 млн км2 морских площадей.
Барьером, сдерживающим темпы роста региона, является недостаточно развитая инфраструктура. По оценкам Азиатского банка развития, для поддержания своих темпов роста страны АСЕАН в период до 2020 года должны ежегодно инвестировать в инфраструктуру более 60 млрд долл. США. Однако текущие затраты на инфраструктуру составляют около 3-4% ВВП по сравнению с необходимым уровнем в 5-8%.
Инфраструктура необходима не только для улучшения внутренней и региональной взаимосвязанности, но и удовлетворения базовых потребностей в водоснабжении, электричестве, сервисах здравоохранения. Отдельная задача – инвестиции в проекты, направленные на предотвращение изменения климата.
Большинство исследований показывает, что проблема заключается не в нехватке долгосрочных накоплений для реализации инвестиций в инфраструктуру, а в барьерах между спросом и предложением.
Решить проблему могут помочь технологии и инновации. Исследование Темасека и Google 2016 года показывает, что только 6 стран-членов АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам) станут наиболее быстро растущим регионом мира по использованию интернета с более 480 млн пользователей к 2020 году. Среднегодовой темп роста интернет экономики Ассоциации (преимущественно электронная торговля) будет составлять почти 14% и к 2025 году ее объем составит 200 млрд долл. США.
Причины быстрого роста заключаются в том, что значительную долю населения региона составляет молодежь (70% - моложе 40 лет), обладающая быстрорастущей покупательной способностью. Электронная торговля в АСЕАН также распространяется быстрыми темпами в силу нехватки развитых систем розничной торговли.
Цифровая трансформация не только изменит характер потребления, но и производства за счет развития интернета вещей и изменения моделей управления.
По оценкам Института исследований АСЕАН, цифровая трансформация в странах Ассоциации будет проходить быстрее, чем распространение электронной торговли. Согласно данным доклада Фроста и Салливана 2015 года для Сингапурской фондовой биржи, к 2020 году рынок интернета вещей (взаимосвязанных устройств) составит 79,3 млрд долл. США при среднегодовом росте в 26,8%.
АСЕАН обладает всеми возможностями для развития интернета вещей в силу развитых ИТ-навыков населения благодаря хорошему базовому образованию и быстрой адаптации к новым технологиям. Из глобального списка из топ-20 стран по использованию интернета, 11 расположены в Азии, а 4 являются членами АСЕАН (Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Таиланд). Не считая США и Индии, крупнейшая база пользователей Facebook находится в Юго-Восточной Азии – 126 млн человек в Индонезии. В Малайзии на 50% чаще используют Facebook для деловых целей, чем в среднем в мире.
В 2016 году доход от аутсорсинга бизнес процессов в Филиппинах составил 25 млрд долл. США, а число рабочих мест в этой сфере - 1,3 млн. По оценкам Всемирного банка, доход от аутсорсинга бизнес процессов может достичь 50 млрд долл. США и создать еще 1,3 млн рабочих мест к 2020 году.
Таиланд, уже ставшим крупнейшим производителем запчастей для машин и пищевых продуктов, развивает модель Таиланд 4.0 для наращивания своего цифрового потенциала в производстве и услугах по аналогии со стратегиями Китая «Интернет+» и «Сделано в Китае 2025», а также европейской инициативой «Промышленность 4.0». Малазийский стартап Grab уже превосходит Uber в странах АСЕАН с точке зрения пассажирских перевозок.
В дополнение к электронной торговле и интернету вещей следующая волна роста производительности будет происходить за счет инноваций в социальных технологиях. По оценкам Глобального института МакКинзи, улучшение цифровых социальных технологий может повысить производительность работников на 20-25%.
Страны-члены АСЕАН могут использовать цифровизацию и интернет технологии для повышения эффективности использования энергетических ресурсов, снижения загрязнения и повышения общей производственной мощности. В настоящее время более важно повысить качество производства продуктов питания и сельского хозяйства, а также модели функционирования перенаселенных городов. Например, приложением для мобильных телефонов Go-Jek в Индонезии пользуются более 250 тысяч человек, что помогает снизить загруженность дорог, сроки доставки и удобство городов с большим трафиком, как, например, Джакарты.
Способность социальных медиа улучшать координацию без создания бюрократических барьеров, упрощать анализ больших данных и искусственного интеллекта для принятия более точных решений – только начало большого пути. АСЕАН – один из мировых лидеров по инновациям в этой сфере, преимущественно благодаря разнообразию культур и ступеней экономического развития, на которых находятся страны, что обеспечивает качественные конкурентные условия для инноваций.
Пресс-релиз на официальном сайте Института исследований АСЕАН