Новости АТР


С 1 января 2022 года будет запрещен вывоз лома драгметаллов из России

Минфин РФ опубликовал Проект постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2021 г. “О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов”, сообщает ювелирный портал-сервис Ювелир.INFO.

Общественные слушания проекта пройдут с 08 по 22 ноября 2021 г. – именно в этот период участники рынка драгоценных металлов могут оставить на сайте правовой информации свои замечания и предложения по Проекту постановления.

Как следует из пояснительной записки, Проект постановления Правительства Российской Федерации «О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отходов и лома драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами, прочих отходов и лома, содержащих драгоценные металлы или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов» подготовлен в соответствии с положениями Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,) (далее – Протокол) и Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ).

Протоколом установлено, что для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза, в исключительных случаях могут устанавливаться временные запреты или временные количественные ограничения экспорта.

Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в исключительных случаях не более чем на шесть месяцев может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров.

Позиция «7112 Отходы и лом драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами; прочие отходы и лом, содержащие драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов» включена в перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 877 «Об утверждении перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта».

Драгоценные металлы являются важнейшим видом военно-стратегического и промышленного сырья, без которого невозможно функционирование предприятий военно-промышленного комплекса, электроники, гражданского самолётостроения, автомобильной, нефтехимической, ювелирной промышленности и многих других отраслей народного хозяйства.

Основными сырьевыми источниками производства драгоценных металлов являются руды и концентраты драгоценных металлов, а также отходы и лом драгоценных металлов (коды 2616 и 7112 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»).

Российскими потребителями сырья, содержащего драгоценные металлы, являются аффинажные предприятия. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.1998 г. № 972 в России, в настоящее время, правом осуществлять аффинаж драгоценных металлов наделены одиннадцать организаций. Среди них можно выделить четыре основных производителя – ОАО «Красцветмет», АО «Приокский завод цветных металлов», АО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов» и АО «Новосибирский аффинажный завод», которые производят порядка 80 % российских драгоценных металлов.

В настоящее время российский рынок драгоценных металлов обладает недостаточными запасами источников сырья для полной загрузки производственных мощностей российских перерабатывающих предприятий, в том числе аффинажных заводов. Уровень загрузки производственных мощностей для аффинажа всех видов сырья, содержащего драгоценные металлы, составляет не более 30 %.

Дефицит сырья, содержащего драгоценные металлы, одной из причин которого является вывоз сырья за пределы Российской Федерации, приводит к производственным издержкам российских аффинажных предприятий и в конечном счете влечет за собой удорожание готовой продукции, содержащей драгоценные металлы.

На сегодняшний день процедура отбора пробы от партий сырьевых товаров, планируемых к экспорту, осуществляется экспортером самостоятельно и не подразумевает присутствия контролирующих органов, что непосредственно влияет на результаты проведенного анализа.

Кроме того, при отборе проб и проведении химического анализа содержания драгоценных металлов в сырье экспортерами и частными лабораториями используются различные методики, что приводит к существенным погрешностям итоговых показателей.

В рамках совместной работы федеральных органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, были выявлены случаи преднамеренного занижения содержания драгоценных металлов при экспорте сырьевых товаров.

Необходимо отметить наличие сведений о существующих угрозах экономической безопасности государства в сфере обращения указанных видов товаров, связанных с высоким уровнем её криминализации. В настоящее время фиксируется ряд преступлений, предусмотренных статьями УК РФ в части незаконного оборота драгоценных металлов, уклонения от уплаты таможенных платежей, контрабанды и т.д.

Введение временного запрета вывоза с территории Российской Федерации лома и отходов драгоценных металлов позволит увеличить загрузку производственных мощностей российских аффинажных заводов, увеличить налоговые поступления в бюджет, а также пресечь деятельность по вывозу с территории страны сырья с высоким содержанием драгоценных металлов под видом сырья с низким содержанием, в том числе в рамках перетока указанных видов товаров в страны Евразийского экономического союза для последующего экспорта в третьи страны.

В связи с необходимостью реализации экспортерами обязательств по действующим контрактам срок введения запрета на вывоз отходов и лома драгоценных металлов предлагается установить с 1 января по 30 июня 2022 года.

Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее – обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Принятие постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Принятие постановления не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Проект постановления не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».