Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) – международный финансовый институт, идея создания которого принадлежит правительству Китая. Основная задача АБИИ состоит в обеспечении финансирования инфраструктурных проектов в азиатском регионе. Учитывая значительный разрыв между потребностями финансирования инфраструктуры в регионе и имеющимися финансовыми ресурсами существующих многосторонних и двусторонних институтов развития, создание АБИИ должно способствовать увеличению объемов многосторонней финансовой поддержки стран региона для развития и совершенствования инфраструктуры.

 

История создания

 

Председатель КНР Си Цзиньпин и Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступили с инициативой создания АБИИ в октябре 2013 года, определив в качестве основных целей Банка развитие взаимосвязанности и экономической интеграции в регионе и сотрудничество с существующими многосторонними банками развития (МБР). ООН охарактеризовала создание АБИИ как возможность для «наращивания финансирования устойчивого развития». Тем не менее, некоторые эксперты и политики выражают озабоченность по поводу будущего разделения труда между МБР и рассматривают АБИИ как конкурента для Всемирного банка, МВФ и Азиатского банка развития. Также высказываются опасения относительно структуры управления AIIB, ведущая роль Китая в которой может препятствовать участию некоторых стран в деятельности Банка.

 

После объявления о создании АБИИ были проведены двусторонние и многосторонние переговоры и консультации по основным принципам и ключевым элементам деятельности Банка. 24 октября 2014 года 21 государство Азии подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания АБИИ, определив, в том числе, Пекин как место штаб-квартиры Банка. Представитель Китая Цзинь Лицюнь был назначен Генеральным секретарем временного многостороннего секретариата АБИИ.

 

Статус участников деятельности АБИИ

 

Переговоры потенциальных членов-учредителей о создании АБИИ впервые состоялись в Куньмине (Китай) 27-28 ноября 2014 года. Вторая встреча в индийском Мумбаи 15-16 января 2015 года была посвящена обсуждению проекта Статей соглашения Банка. Третье совещание представителей потенциальных членов-учредителей состоялось в Алматы (Казахстан) 30-31 марта 2015 года. Участники встречи заявили, что Статьи соглашения будут завершены и открыты для подписания потенциальными учредителями до середины 2015 года. Как ожидается, Статьи соглашения вступят в силу, ознаменовав начало полномасштабного функционирования АБИИ, к концу 2015 года.

 

По состоянию на май 2015 года в число потенциальных членов-учредителей вошли 57 государств. Среди них 37 азиатских стран (в том числе 21 страна, подписавшая Меморандум о взаимопонимании) и 20 стран, расположенных за пределами региона, в том числе: Австрия, Бразилия, Дания, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, ЮАР, Испания, Швеция, Швейцария и Великобритания. Форма участия Гонконга в деятельности АББИ будет определена по итогам соответствующих консультаций. Венгрия и Тайвань подали заявки на участие в качестве обычных членов, причем Тайваню ранее было отказано в статусе потенциального члена-учредителя. Заявка КНДР на членство в АБИИ была отклонена из-за неспособности страны предоставить подробную информацию о состоянии своей экономики и финансового рынка. Ряд стран из различных регионов мира потенциально рассматривают участие в деятельности АБИИ в качестве учредителей или обычных членов. Таким образом, почти все азиатские страны, кроме Японии, занимающей доминирующее положение в Азиатском банке развития, и большинство крупных экономик за пределами Азии, за исключением США и Канады, присоединились к АБИИ. Россия, первоначально не имевшая четкой позиции по участию в АБИИ, объявила о своем решении стать потенциальным членом-учредителем в марте 2015 года.

 

Перспективы АБИИ

 

Временный секретариат АБИИ заявил, что Банк «будет работать со своими членами, многосторонними и двусторонними партнерами в сфере развития, частным сектором и гражданским обществом» для улучшения доступа к базовым услугам, в том числе надежному электроснабжению, эффективным транспортным системам, снабжению чистой питьевой водой, санитарии и современным телекоммуникациям. Финансирование через АБИИбудет дополнять и усиливать деятельности МБР и других партнеров в указанных сферах, а также в области развития сельской инфраструктуры и сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития городов и логистики.

 

Уставный капитал АБИИ составит 100 млрд долларов США. Банк также будет иметь возможность заимствования средств на рынках капитала с целью увеличения объемов финансирования проектов. Первоначально планировалось, что распределенный капитал составит 50 млрд долларов США, половина из которых будет приходится на долю Китая. Позже было объявлено, что уставный капитал будет полностью распределен. Также было принято решение, что все члены Банка внесут 20% от своей доли в уставном капитале в течение 5 лет. Доля Китая в капитале АБИИ, по разным оценкам, может в итоге составить от 30% до 50%. Тем не менее, Китай принял обязательство по постепенному снижению своей доли в капитале в будущем. В то же время, Китай не стал ограничивать размер капитала банка, исходя из наименьшего общего знаменателя для всех стран-членов, как это сделали государства БРИКС в случае с Новым банком развития (НБР). Большая гибкость в отношении структуры капитала и прав голоса, как ожидается, будет способствовать более эффективному наращиванию деятельности АБИИ в сравнении с НБР: в соответствии с базовым сценарием собственный капитал АБИИ может достичь 15 млрд долларов США, а кредитный портфель – 60 млрд долларов США в течение 7 лет. Если АБИИ успешно справится с задачей привлечения средств из различных источников подобно существующим МБР, сможет поддерживать отношение собственного капитала к кредитному портфелю на сопоставимом уровне (примерно 20%), а также будет активно привлекать новых членов, его кредитный портфель может превысить 100 млрд долларов США к 2025 году.

 

Создание АБИИ представляет собой важный шаг в направлении изменения существующей системы многостороннего финансирования развития. Тем не менее, АБИИ, скорее всего, столкнется с рядом проблем в части членства, структуры капитала и системы управления, свойственных для существующих МБР. Таким образом, успех АБИИ в достижении своей главной цели – увеличения объемов ресурсов, доступных для финансирования инфраструктурных проектов в азиатском регионе – будет в значительной степени зависеть от способности Банка учесть опыт существующих МБР.