Документы АТЭС 2014


Приложение «В» Стратегический план действий АТЭС по содействию развитию глобальных стоимостных цепочек и профильному сотрудничеству

Перевод с английского

ПРИЛОЖЕНИЕ «B»
Стратегический план действий АТЭС
по содействию развитию глобальных стоимостных цепочек и профильному сотрудничеству

Глобальные стоимостные цепочки (ГСЦ) стали важнейшей составляющей мировой экономики. Улучшение понимания «торговых задач», связанных с ростом добавленной стоимости продукции в ходе ее трансграничного перемещения, а также способность содействовать их решению  превратились в решающий фактор создания эффективной регулятивной среды для мировой торговли. В данном контексте вопросы рентабельности  внутринациональных и трансграничных сегментов ГСЦ вышли на передний план повестки дня всех экономик АТЭС независимо от уровня их развития.

С учетом разнообразных потребностей и состояния экономики задействованных сегодня в глобальных торговых сетях участников АТЭС для обеспечения устойчивого, инклюзивного и сбалансированного роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) требуется всеобъемлющая стратегия по целенаправленному развитию ГСЦ и совершенствованию профильного сотрудничества. Такая последовательная и всеобъемлющая стратегия, разработанная с учетом мнения каждой экономики, крайне важна для продвижения торгово-инвестиционной повестки дня АТЭС и решения задач по углублению региональной экономической интеграции.

В 2013 г. лидеры экономик АТЭС договорились способствовать развитию ГСЦ в АТР на основе уже проделанной работы по усилению взаимосвязанности. Данное решение подчеркивает потребность экономик АТЭС в стратегическом курсе и практических шагах, направленных на создание благоприятной для развития ГСЦ среды и наращивание сотрудничества в этих целях. Ответом на указанное поручение лидеров стала договоренность экономик АТЭС разработать стратегический план действий по развитию глобальных стоимостных цепочек, который заключается в следующем.

1. Работать над решением торговых и инвестиционных вопросов, оказывающих негативное влияние на развитие глобальных стоимостных цепочек. Снижение торговых и инвестиционных барьеров упростит доступ экономик к глобальным производственным сетям и позволит предприятиям находить по всему миру поставщиков, позволяющих сократить затраты на производство. Это в свою очередь будет способствовать снижению цен, повышению эффективности и конкурентоспособности. В 2015 г. в АТЭС можно было бы запустить профильные инициативы в значимых для совершенствования ГЦП областях и исследовать влияние предпринимаемых мер на развитие ГЦП, участие в них экономик как таковых и отдельных субъектов хозяйственной деятельности, а также региональную экономику в целом. Эти инициативы могли бы затрагивать широкий спектр важных направлений – от традиционных вопросов до т.н. вопросов следующего поколения. Можно было бы также провести изучение наилучших практик, что способствовало бы принятию экономиками на вооружение более «дружественных» подходов к соответствующим торговым и инвестиционным вопросам при решении национальных экономических или регулятивных задач, снижению торговых затрат и совершенствованию ГСЦ.

2. Углублять сотрудничество в деле совершенствования связанной с ГСЦ статистики. В русле принципов «от простого к сложному» и «от технических деталей к стратегическим вопросам» мы будем применять пошаговый подход к накоплению данных о внутренних и внешнеторговых расчетах, а также созданию инструментов для эффективной корреляции статистических данных экономик-участниц АТЭС, что способствовало бы совершенствованию базы
данных ВТО-ОЭСР по добавленной стоимости в торговле. Комитет АТЭС по торговле и инвестициям, не дублируя работу ВТО и ОЭСР, будет продолжать осуществлять в 2015 г. и последующие годы стратегические исследования и обмен информацией, а также согласовывать общие подходы к сбору статистических данных и разрабатывать целевые программы по наращиванию потенциалов. В интересах поддержки и облегчения работы в этой сфере в АТЭС следует изучить вопрос об учреждении в рамках форума экспертной группы по добавленной стоимости в торговле,  которая оказывала бы экономикам содействие в проведении исследований торговой политики, осуществлении информационного обмена, выработке подходов к сбору статистических данных и целенаправленном наращивании потенциала в соответствующих сферах.

3. Выйти на общее понимание ключевой роли торговли услугами в развитии ГСЦ. Мы будем продолжать работу в целях создания открытого, эффективного и конкурентоспособного на международном уровне сектора услуг, а также максимального увеличения вклада услуг в обеспечение жизнеспособных и надежных цепочек поставок в регионе. Нам необходимо целенаправленно наращивать потенциал экономик для понимания и стимулирования ими развития инновационных услуг в рамках ГСЦ, выстраивая эту работу на основе обмена информацией. Мы будем работать с экономиками всех уровней развития в интересах создания открытой и конкурентной среды в сфере услуг.

4. Содействовать более качественному участию развивающихся экономик в ГСЦ. С учетом неоднородности экономик АТЭС мы признаем, что  ключевую роль в расширении участия развивающихся стран в ГСЦ и решении их внутренних экономических задач должно сыграть всестороннее экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК). Мы намерены вписать ЭКОТЕК в работу на треках по вопросам развития, а также продолжать продвигать на первый план различные механизмы такого сотрудничества, включая специализированные программы по наращиванию потенциалов, в интересах содействия интеграции развивающихся экономик в ГСЦ на более высоком уровне. В этих целях мы будем использовать такие форматы, как государственно-частное партнерство и развитие трудовых ресурсов, а также продолжать работать в АТЭС над вопросами распространения технологий и коммерциализации продуктов творческого труда. Мы уделим самое серьезное внимание разработке и принятию соответствующего долгосрочного плана, базирующегося на ключевых положениях повестки дня АТЭС, а также применим в работе целенаправленные, ориентированные на результат подходы.

5. Содействовать получению малыми и средними предприятиями (МСП) выгод от участия в ГСЦ. Мы будем разрабатывать и реализовывать инициативы по содействию МСП в таких ключевых для их участия в ГСЦ сферах, как инфраструктура, взаимосвязанность цепочек поставок, инновации, повышение уровня профессиональной подготовки, адаптация к международным стандартам. Мы активизируем работу по наращиванию потенциала МСП и улучшению понимания ими модальностей участия в ГСЦ. Форум АТЭС будет добиваться этих целей путем облегчения доступа МСП к базам данных о торговле и инвестициях за счет более широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), усиления защиты прав интеллектуальной собственности и дальнейшего распространения информации об инструментах содействия их подключению к ГСЦ. Форум АТЭС должен укреплять связи между МСП и транснациональными корпорациями посредством оказания экономикам содействия в выстраивании открытой и транспарентной регулятивной и инвестиционной среды.

6. Улучшать инвестиционный климат для развития ГСЦ. Мы признаем значимость принятия и соблюдения законов, норм и практик, способствующих инвестиционной деятельности. Подтверждаем важность продолжения усилий по созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе АТЭС, в том числе посредством принятия соответствующих конкретных мер на основе действующих документов АТЭС, таких как Добровольные инвестиционные принципы АТЭС, Инвестиционная стратегия АТЭС и План действий АТЭС по содействию инвестициям. АТЭС поможет экономикам в 1) реализации разумных инвестиционных стратегий, обеспечивающих быстрое, справедливое и беспристрастное рассмотрение инвестиционных заявок, 2) облегчении условий для капиталовложений посредством разработки и соблюдения транспарентных и эффективных административных процедур, остающихся неизменными в течение всего жизненного цикла инвестиций.

7. Принимать эффективные меры по облегчению условий торговли. Мы подтверждаем нашу приверженность решению задачи по повышению эффективности цепочек поставок на 10% к 2015 г. по параметрам временных затрат, стоимостных издержек и надежности перемещения товаров и услуг в регионе. Намерены и далее совершенствовать программу по наращиванию потенциала для устранения идентифицированных «узких мест» в цепочках поставок и повышения их эффективности. В этих целях мы будем предпринимать дополнительные конкретные действия, такие как учреждение Альянса АТЭС по цепочкам поставок и поощрение сотрудничества по проблематике «зеленых» цепочек поставок. Мы приветствуем работу по содействию взаимосвязанности цепочек поставок посредством взаимного признания полномочий, взаимной поддержки соблюдения стандартов и взаимного обмена информацией, которая проводится таможенными службами и другими  торговыми ведомствами. Будем продвигать Инициативу АТЭС по модельным электронным портам. Также будем обмениваться наилучшими практиками по развитию инфраструктуры ИКТ и принятию эффективных мер по облегчению условий торговли. Мы подтверждаем нашу приверженность целям Соглашения ВТО по облегчению условий торговли и выступаем за увеличение вклада АТЭС в его реализацию.

8. Повышать устойчивость ГСЦ. АТЭС предпримет коллективные усилия по укреплению устойчивости региональных трансграничных стоимостных цепочек, повышению уровня их безопасности, проведению количественных исследований и анализа стоимостных цепочек в АТР.  Форум АТЭС может провести дискуссии о перспективах сотрудничества  в разработке соответствующих практических шагов и реализации проектов по наращиванию потенциала, основанных на проведенном анализе.

9. Поощрять государственно-частное партнерство (ГЧП) в целях развития ГСЦ. Мы будем продолжать использовать Руководство АТЭС по ГЧП в качестве инструмента стимулирования отраслевого сотрудничества в интересах привлечения инвестиций в инфраструктуру ГСЦ и наращивания потенциала посредством совершенствования соответствующей институциональной и регулятивной среды. Будем стремиться к укреплению доверия и взаимопонимания между участниками ГЧП для наращивания взаимодействия между государственным и частным сектором всех экономик АТЭС.

10. Укреплять сотрудничество по тематике ГСЦ с другими заинтересованными сторонами. Мы будем содействовать развитию сотрудничества с международными организациями и объединениями, такими как ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР, «Группа двадцати», Всемирный банк, МВФ и Азиатский банк развития, в целях повышения синергии при разработке политики в отношении ГСЦ посредством технического содействия и наращивания потенциала. Мы также приветствуем межправительственное сотрудничество и деятельность НПО в данной сфере.

Реализация настоящего Стратегического плана действий необходима для укрепления наших взаимных экономических связей в рамках  глобальной сети, обеспечения жизнеспособности региональной экономики, инклюзивного роста и более тесной взаимосвязанности  экономик АТЭС. Мы убеждены, что наши народы должны получать равные преимущества от развития ГСЦ. Это – залог формирования стабильного будущего через партнерство в АТР. Мы твердо намерены продемонстрировать лидирующую роль АТЭС в вопросах дальнейшего развития ГСЦ и готовы незамедлительно приступить к совместной работе после утверждения упомянутого плана действий.