Документы АТЭС 2012


Приложение «C» Рекомендации к диалогу по инновационным технологиям относительно использования нанотехнологий в целях энергоэффективности

Министерская встреча АТЭС
Владивосток, 5-6 сентября

Совместное заявление

ПРИЛОЖЕНИЕ С

Рекомендации Инновационного технологического диалога "Нанотехнологии для повышения энергоэффективности"

Мы, участники Инновационного технологического диалога (ИТД) "Нанотехнологии для повышения энергоэффективности", пилотного механизма, который будет и далее реализовываться в рамках Политического партнерства по науке, технологиям и инновациям (ППСТИ) в случае его эффективности, согласовали данные рекомендации экономикам – участницам АТЭС относительно развития нанотехнологий для повышения энергоэффективности как путь решения ряда проблем в нашем регионе.

А. Роль нанотехнологий в повышении энергоэффективности

1. Мы полагаем, что ускоренное развитие и внедрение ключевых инновационных технологий эффективно разрешит многие проблемы, стоящие перед экономиками – участницами АТЭС. Мы признаем важность расширения нашего сотрудничества в отдельных ключевых технологических областях. Технологические инновации не только укрепляют экономику, но и положительно влияют на социальную сферу и способствуют сохранению окружающей среды.

2. Предполагается, что нанотехнологии являются одним из базовых источников инновационных решений для экономик – участниц АТЭС, и они будут оказывать значительное влияние на все области расходования ресурсов. Данные решения играют одну из самых важных ролей в сфере энергетики, где нанотехнологии помогут решить проблему высокого уровня потребления энергии экономиками АТЭС.

3. В Стратегии роста АТЭС 2010 года и Декларации лидеров АТЭС 2011 года ставится цель повышения энергоэффективности и продвижения политики снижения выбросов для того, чтобы достичь устойчивого и «зеленого» роста. Первый ИТД мог бы приблизить нас к достижению вышеуказанной цели и способствовать "зеленому" росту в экономиках АТЭС.

4. Продолжающийся по всему миру рост энергетического потребления и возникающие в этой связи проблемы (такие, как истощение природных энергетических ресурсов,  выбросы парниковых газов, приводящие к изменению климата, вопросы энергетической безопасности и т.д.) порождают необходимость эффективного энергопользования, которое является краеугольным камнем энергетической политики, имеющей важное значение для всех экономик АТЭС. Повышение энергоэффективности, которая будет служить противовесом возросшей потребности в энергоресурсах, поможет укрепить энергетическую безопасность. По данным Международного энергетического агентства, повышение энергоэффективности в зданиях, на производстве и на транспорте могло бы снизить мировые потребности в энергии на одну треть к 2050 году и способствовать установлению контроля над мировыми выбросами парниковых газов.

5. Нанотехнологии обладают значительным потенциалом для оказания содействия экономикам в сфере достижения целей энергоэффективности, стоящих перед ними, а также позволяют внедрять новые подходы, технологии и материалы с широким спектром применения, которое варьируется от эффективного использования традиционных источников энергии до разработки и введения технологий нового поколения, базирующихся на возобновляемых источниках энергии. Влияние нанотехнологий особенно ощутимо в области возобновляемой энергетики, которая, наряду с энергоэффективностью, лежит в основе устойчивой энергетической политики.

6. Нанотехнологии находят все более широкое применение там, где раньше использовались композитные материалы, и позволяют нам получать более легкие, долговечные и прочные материалы с использованием тех же ресурсов, что и прежде, пропорционально снижая энергопотребление, связанное с их использованием и транспортировкой. Множество материалов, используемых в настоящий момент, характеризуются низкой эффективностью и высоким уровнем энергопотребления. Использование нанотехнологий в производстве новых материалов может значительно повысить прочность любых конструкций и сооружений и снизить воздействие на окружающую среду за счет применения более легких материалов. Некоторые нанотехнологии также важны для обеспечения энергоэффективности на всех этапах энергоснабжения потребителей (производство, хранение, транспортировка и потребление энергии).

7. Мы признаем, что разработка нанотехнологий согласуется с приоритетными направлениями повестки дня АТЭС, например, касающимися цепочек поставок, окружающей среды, инноваций, торговли и инвестиций. Для повышения эффективности цепочек поставок, можно снизить вес производимых транспортных средств, что приведет к сокращению потребления топлива и транспортных издержек благодаря внедрению нанотехнологий. Мы можем использовать нанотехнологии в области защиты окружающей среды для разработки экологически чистых товаров и производственных методов, что обеспечит более низкое энергопотребление и, в результате, приведет к сокращению выбросов.

B. Рекомендации по выработке соответствующих экономических стратегий

Мы выражаем согласие со следующими рекомендациями в сфере развития нанотехнологий с целью повышения энергетической эффективности.

Общие рекомендации

1. Экономикам – участницам АТЭС следует сотрудничать с целью решения проблем, связанных с энергетической эффективностью. Полезным было бы создание в соответствии с правилами ВТО широкого набора стимулов для хозяйствующих субъектов, вовлеченных в разработку и внедрение энергоэффективных технологий и предпринимательских решений, а также принятие мер по поддержанию замены устаревших технологий и стимулированию постепенной трансформации хозяйствующих субъектов и домохозяйств по мере расширения использования ими энергоэффективных решений вместо энергоемких технологий.

2. Развитие научного и технологического сотрудничества, создание соответствующих производственных возможностей в сферах, связанных с энергетической эффективностью, и учет передового опыта должны быть в числе приоритетов членов АТЭС в их стремлении развивать энергоэффективные технологии.

3. Международное сотрудничество в этих сферах может способствовать развитию, результатом чего может стать устойчивый характер экономического роста региона или даже его ускорение. Хорошо продуманный и четко скоординированный подход может стать стимулом для совместных действий в данной сфере.

Политические шаги

1. Выработка долгосрочной стратегии в сфере науки и технологии

Формулирование на национальном уровне стратегии в сфере науки и технологии подразумевает интенсивную работу различных государственных учреждений и неправительственных организаций; вследствие этого для выработки стратегии в сфере нанотехнологий требуется эффективная межведомственная координация и тесное взаимодействие с предпринимательским и научным сообществами.
Эффективным способом достижения этого является принятие долгосрочной стратегии в сфере науки и технологии, в которой была бы очерчена  роль государственных органов, предпринимательских и научных кругов, а также других заинтересованных сторон. Подобные механизмы создали бы условия для осуществления долгосрочного планирования, и, таким образом, появилась бы возможность продемонстрировать инвесторам позитивную направленность рынка и предложить варианты долгосрочного инвестирования.

Политические установки

Упор должен делаться на долгосрочное планирование, при этом не стоит исключать краткосрочные и среднесрочные показательные демонстрации, которые направляют политические решения. Правительствам следует оказывать долгосрочную поддержку исследовательской деятельности, избегать «отбора победителей» и вместо этого поддерживать ориентированное на рынок развитие инновационных технологий. В целях поощрения коммерческого использования новых материалов, экономики могут применять стратегии, поощряющие смену технологических поколений, способствующиеся более широкому применению инноваций и более эффективному использованию существующих результатов исследований.
Необходимо, насколько возможно, предвидеть возможные результаты развития нанотехнологий и создавать соответствующие необходимые рынки. Таким образом, экономикам следует расширять применение технологий по безопасному повторному использованию и утилизации материалов на основе наноэлементов. Адаптация существующих технологий к использованию новых материалов и процессов может способствовать развитию и внедрению новых моделей предпринимательской деятельности и передового предпринимательского опыта. Таким образом, организационные инновации будут способствовать развитию инновационной продукции.

2. Стратегия в сфере науки и образования
Образование и наука генерируют идеи для инновационной системы и являются основой для инновационного прогресса. Поэтому образование с упором на науку необходимо развивать не только на университетском, но и на школьном уровне. Необходимо отметить, что в течение последних десятилетий исследовательская деятельность стала значительно сложнее и современные научные открытия делаются не отдельными учеными, а исследовательскими группами. На уровне конкретной специальности междисциплинарные группы, состоящие из представителей разных специальностей, обычно добиваются лучших результатов. Таким образом, нам необходимо принимать меры по поощрению развития научного потенциала как отдельных ученых, так и исследовательских групп путем развития взаимодействия и сотрудничества между ними, облегчения доступа к необходимым объемам финансирования и выработки необходимых профессиональных качеств. Это будет способствовать снижению рисков и сокращению количества трудностей, связанных с созданием новых технологий.

Политические установки

С учетом все большего выхода науки и научных исследований на международный уровень, необходимо оценить существующие препятствия на пути свободного перемещения ученых между странами и сократить их число. Одним из возможных шагов в этом направлении является создание более открытой системы научных обменов между экономиками – участницами АТЭС с целью облегчения доступа к экспертным научным знаниям.
Сложность осуществления исследований и необходимость оказания поддержки только в рамках широких научных сфер во избежание сдерживания инноваций предполагает, что отдельные экономики должны рассмотреть вопрос поощрения более гибких систем выделения исследовательских грантов, которые бы не ограничивали свободу выбора направленности научного исследования. Более широкое вовлечение общественности и осведомленность о проведении исследований в сфере нанотехнологий обеспечивает рынкам долгосрочную поддержку, способствует расширению спроса на соответствующие товары, а также дает постоянный приток исследовательских кадров. Это дает правительствам больше свободы при инвестициях в науку. В связи с этим может оказаться полезным принятие мер по улучшению общественной осведомленности о недавно появившихся материалах на основе нанотехнологий с целью стимулирования их использования в энергетическом секторе, в том числе путем запуска программ по улучшению общественной осведомленности, нацеленных на подрастающее поколение.
Так как многие ученые никаким образом не связаны с процессами коммерциализации и с рынком в целом, важно выработать стратегии, учитывающие мотивацию ученых и способствующие развитию технологического предпринимательства. Также важно способствовать оказанию как можно большего влияния на данном направлении, прежде всего, с экологической точки зрения, так как достижениям в экологической сфере обычно не придается какого-либо заметного значения до момента значительного внедрения более экологически чистых изделий и технологий.

3. Доступ к необходимому оборудованию и практическому опыту

Сфера нанотехнологий может считаться одной из наиболее перспективных областей науки. Из этого следует, что для проведения эффективных исследований в различных областях нанотехнологий, ученым необходимо специальное высокоточное оборудование, которого не хватает некоторым  экономикам – участницам АТЭС, или же у них отсутствуют ресурсы на приобретение этих специализированных инструментов. Кроме того, для работы с таким оборудованием необходимы специальные знания и навыки, которые опять-таки возможно имеются не у каждой экономики - участницы АТЭС.
В то же время некоторым экономикам не хватает сырья для производства составных частей продуктов на основе нанотехнологий. Это также препятствует развитию нанотехнологий.
В связи с тем, что для проведения исследований в области нанотехнологий необходим доступ как к современному оборудованию, так и к практическому опыту, развитие сотрудничества в данной сфере позволило бы экономикам – участницам АТЭС сделать важные научные открытия и усилить, таким образом, потенциал отдельных экономик.

Политические установки

Упрощение доступа к необходимому оборудованию и практическому опыту может быть достигнуто при помощи развития сотрудничества между научными институтами и исследовательскими центрами в виде совместных проектов и учебных изданий, а также за счет выработки специальных схем аренды исследовательского оборудованияи компонентов через сокращение существующих барьеров в торговле.

4. Предпринимательская политика

Коммерциализация новых технологий зачастую является весьма затратным делом и требует существенного финансирования. Оно обеспечивается частным капиталом только когда присутствует уверенность в том, что у технологии есть возможность получения хорошей прибыли от вложенных инвестиций. Следовательно, частный бизнес в лучшей степени оценивает риски, анализирует предпочтения и ожидания потребителя, таким образом, тестируя технологии на возможность достижения коммерческого успеха. Поскольку новые технологические решения в основном сосредоточены на потребностях рынка, эффективное предпринимательство, следовательно, является ключевым элементом успеха на рынке малых и средних предприятий, работающих в сфере технологий. В связи с этим такое предпринимательство, в том числе учреждение новых компаний и подключение молодых предпринимателей к экономической деятельности, непременно будет способствовать научному развитию.

Политические установки

Правительства должны содействовать созданию среды, способствующей финансированию со стороны частного сектора, которая может облегчить процесс передачи технологий от университетов и научных учреждений промышленным предприятиям. Поскольку интерес предпринимателей заключается в достижении определенных результатов исследований и разработок, и они готовы вкладывать средства в перспективные технологии, правительства должны создать среду, способствующую такому взаимодействию.
Экономики – участницы АТЭС должны сотрудничать в области обмена опытом и поощрять вклад средств венчурных компаний в проекты в сфере нанотехнологий. Этого можно достичь путем эффективного использования различных существующих механизмов, таких как налаживание диалога между венчурными компаниями и изобретателями, поддержка образования в сфере предпринимательства, стимулирование процесса передачи технологий от университетов и научных учреждений предприятиям, учреждение «бизнес-инкубаторов» в университетах, поощрение участия предпринимательского сектора в исследованиях в области нанотехнологий, а также ускорение коммерциализации новых технологий.
В связи с этим экономики – участницы АТЭС должны сотрудничать с целью продвижения Сети молодых предпринимателей (СМП) и Инициативы АТЭС по содействию стартапам (АСС), предложенных Рабочей группы АТЭС по малому и среднему предпринимательству в том, что касается развития предпринимательской деятельности, обеспечения их доступа к финансированию и наращивания их потенциала для выхода на международный уровень.

5.  Меры поощрения

Сектор нанотехнологий характеризуется необходимостью больших капиталовложений на начальном этапе. Многие виды нанотехнологий также предусматривают весьма длительные периоды погашения задолженности. Однако бизнесмены зачастую хотят быстро вернуть вложенные инвестиции и не стремятся поддерживать проекты с длительным циклом коммерциализации.
Таким образом, желание предприятий вкладывать средства в инновационные технологии частую зависит от внешних стимулов, побуждающих их инвестировать в потенциально успешные продукты, из которых можно было бы извлечь коммерческую выгоду в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
Поскольку правительства обладают стратегическим видением и заинтересованы в среднесрочной или долгосрочной перспективе развития технологий, они могли бы создать такие стимулы.

Политические установки

В соответствии со своими международными обязательствами правительства должны в полной мере использовать существующие механизмы, включая субсидии и налоговые льготы, создание системы поощрений для развития инновационных технологий и замены старых, партнерство промышленных компаний с научно-исследовательскими центрами или университетами. Программы поддержки могли бы предоставлять долгосрочное финансирование и должны концентрироваться не на одном наборе технологий, а в большей степени поддерживать широкие технологические тренды, стимулировать многостороннее сотрудничество, предпочтительно на стадии до начала коммерциализации, что позволит рынку самому выбрать конкретные технологии.
Специальные льготы можно было бы предоставить промышленным компаниям, которые поддерживают партнерские отношения с научно-исследовательскими центрами или университетами, чтобы вывести нанотехнологии на рынок.

6. Политика в области безопасности в отношении охраны здоровья человека и окружающей среды

Появление новых технологий может представлять собой экологические проблемы ввиду отсутствия информации об их воздействии на здоровье человека. Таким образом, с тем чтобы поддержать развитие эффективной политики в области безопасности, необходимы совместные усилия по обмену информацией и опытом в области регулирования воздействия на окружающую среду и здоровье.

Политические установки

Правительствам следует поощрять усилия по реализации научно-обоснованной политики в области окружающей среды, здоровья и безопасности и активизировать изучение нанотоксикологии с тем, чтобы уменьшить возможное пагубное воздействие нанотехнологий на окружающую среду и здоровье.
Предполагается, что политика в области безопасности в отношении охраны здоровья человека и окружающей среды будет направлена на создание последовательных и предсказуемых требований к экологическому воздействию новых видов продукции и производственных процессов и тем самым повысит возможности промышленности принять к сведению и следовать правилам, а также обеспечить безопасность продукции для здоровья человека и окружающей среды. 
Правилам в области безопасности должна отводиться  важная роль в развитии нанотехнологий и продукции, разработанной на основе нанотехнологий, однако следует приложить усилия, чтобы это не сдерживало инновации, не ограничивало доступ к технологиям и не создавало ненужные торговые барьеры.

7. Повышение осведомленности об интеллектуальной собственности

Изобретателям зачастую не хватает специальных знаний о том, как защитить и реализовать возникающие в ходе их работы права на интеллектуальную собственность. Правительства должны защищать и реализовывать права на интеллектуальную собственность таким образом, чтобы коммерческое использование было справедливым и безопасным для изобретателей и повышало мотивацию компаний к инновациям.

Политические установки

Повышение общественной осведомленности о правах интеллектуальной собственности может быть осуществлено путем проведения информационных кампаний по повышению осведомленности о доступных средствах, предназначенных для успешного управления, защиты  и реализации прав на интеллектуальную собственность.
Отдельные экономики должны также рассмотреть возможность наращивания сотрудничества по обмену наилучшими практиками в области защиты интеллектуальной собственности и реализации прав на интеллектуальную собственность, а также относительно того, как усовершенствовать нормативно-правовую базу для выполнения этой задачи.

8. Спрос в секторе домашних хозяйств

Стремление к инновациям во многом зависит от уровня спроса. Использование энергоэффективных решений должно демонстрировать явные преимущества для домашних хозяйств и создавать спрос на бизнес в области нанотехнологий, что в свою очередь станет стимулом для дальнейшего развития энергоэффективных технологий и внесет вклад в решение проблемы энергоэффективности.

Политические установки

Правительства должны поощрять домашние хозяйства к использованию энергосберегающих устройств. Эта задача может быть достигнута путем проведения соответствующих кампаний и придания определенных стимулов. Применение различных видов энергоресурсов, в том числе большее использование «зеленой» энергии, также должно поощряться правительствами с тем, чтобы стимулировать проведение исследований, развитие и последующее коммерческое использование энергоэффективных технологий.

9. Обмен информацией

Инновации зачастую предполагают новые уникальные комбинации доступных ресурсов. Для того чтобы оперативно создать эти уникальные комбинации и стимулировать экономический рост во всех экономиках, необходимо координировать ресурсы всех заинтересованных сторон. Таким образом, обмен информацией является важнейшим элементом для развития сотрудничества, объединения усилий и ресурсов для того, чтобы ускорить инновационный рост в области нанотехнологий.

Политические установки

Правительства должны содействовать образовательным программам и взаимодействию между экономиками – участницами АТЭС, в особенности в сфере послевузовского обучения, поскольку сотрудничество на этих ранних этапах создаст серьезную основу для поддержания связей в дальнейшем. Правительствам следует предпринимать шаги для обучения большего количества людей и повышения общественной осведомленности, в частности, обучать больше молодых ученых в области нанотехнологий.
Экономикам следует поощрять сотрудничество между научно-исследовательскими центрами, обмен лучшими практиками и содействовать научно-техническому сотрудничеству, в том числе путем проведения совместных научно-исследовательских работ.
Обмен информацией следует поощрять посредством активного участия в совместной деятельности всех заинтересованных сторон с тем, чтобы сблизить промышленников и инноваторов.
Политика в области обмена информацией должна также проводиться с учетом принципов конфиденциальности как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения научных исследователей, которые хотят опубликовать свои уникальные разработки.
Инновационная деятельность, в том числе и в области нанотехнологий, должна быть популяризирована на уровне экономик, а также на уровне региональных и местных властей.