Документы АТЭС 2012


Приложение «D» Итоги международной конференции «Формирование образовательного пространства АТЭС»

Министерская встреча АТЭС
Владивосток, 5-6 сентября

Совместное заявление
ПРИЛОЖЕНИЕ D

Результаты Международной конференции
по вопросам образования в рамках АТЭС "Формирование образовательного пространства АТЭС"

Должностные лица, ученые и представители частного сектора, работающие в сфере высшего образования и торговли, из ряда экономик-участниц АТЭС встретились во Владивостоке (Россия) 9-10 июля 2012 года для того, чтобы обсудить пути расширения сотрудничества в области образования в рамках АТЭС.
Участники Конференции обратились к результатам пятой Встречи министров образования стран АТЭС, состоявшейся в Корее, где министры отметили важнейшую роль, которую образование играет в содействии региональной экономической интеграции и стимулировании процветания экономик-участниц АТЭС. Министры признали необходимость дальнейшего развития стратегий сотрудничества между народами, совместного использования ресурсов и создания сетей между учреждениями экономик-участниц АТЭС и отметили работу должностных лиц по изучению ряда предложений по проведению исследований, сбору информации, наращиванию потенциала и обмену знаниями в области образовательных услуг.

Участники также отметили заявление Встречи министров торговли экономик-учстниц АТЭС, состоявшейся в июне 2012 года и признавшей важность международного обмена образовательными услугами и углубления сотрудничества в области образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Министры дали указание должностным лицам изучить пути, позволяющие повысить мобильность студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг в регионе с учетом особенностей отдельных экономик, и доложить о проделанной работе на Министерской встрече АТЭС в сентябре 2012 года.

Преимущества открытых и эффективных систем образования

Образование является превосходным источником экономического развития в ХХI веке, создающим все большее количество более высококачественных рабочих мест, стимулирующим экономический рост. На образование как фундаментальную составляющую экономической деятельности приходится почти 7% ВВП экономик АТЭС. Сотрудничество в области образования стимулирует инновационный рост, поскольку региональные сети, объединяющие студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг, создают научные, технологические и лингвистические сообщества.

Все экономики-участницы АТЭС получают выгоду от расширения сотрудничества и торговли в области образования. Многие развивающиеся экономики в Азиатско-Тихоокеанском регионе стремительно переходят к производству товаров с более высокой добавленной стоимостью и наукоемким отраслям, движимым инновациями. Доступ к широкому спектру качественных образовательных услуг будет иметь важнейшее значение для достижения устойчивого роста на этом пути развития. В регионе АТЭС находится также ряд крупнейших в мире экспортеров и потребителей образовательных услуг. Существуют возможности для значительного расширения торговли в области образовательных услуг на пользу всем экономикам, если мы сумеем стимулировать увеличение потока студентов и исследователей, сократить сопряженные с этим расходы.

Расширение трансграничных потоков студентов будет также укреплять региональные связи и содействовать экономическому развитию посредством обмена знаниями и профессиональными навыками. В частности, содействие обмену молодыми кадрами между экономиками будет содействовать культурному взаимопониманию и созданию региональных сетей. Высококачественное трансграничное образование позволит студентам получить знания и навыки, соответствующие требованиям ХХI столетия, в которых они нуждаются для полноценного участия в жизни глобализованного общества, основанного на использовании знаний.

Разработка конкретных программ, в том числе предусматривающих обеспечение качества, аккредитацию, трансграничный обмен и сбор данных, может в значительной мере повлиять на сектор образования экономик АТЭС. Проводя исследования, обмениваясь передовыми методами, совместно работая над повышением транспарентности и подготовкой кадров, экономики АТЭС могут в значительной мере улучшить условия торговли образовательными услугами внутри региона.

Приоритеты будущей работы по активизации сотрудничества в сфере образования между странами АТЭС

АТЭС имеет большой опыт работы в сфере международного образования. Участники напомнили о выполненных ранее проектах и докладах, подготовленных Рабочей группой АТЭС по развитию людских ресурсов, в том числе следующих: "Математическое и естественнонаучное образование для всех в АТЭС в ХХI веке", "Стратегический план действий в сфере обучения английскому и другим языкам", "Наращивание потенциала в сфере разработки политики и мониторинга в области трансграничного образования", "Квалификационные рамки в экономиках АТЭС", "Меры, затрагивающие трансграничные обмены и инвестиции в сфере высшего образования в регионе АТЭС" и "АТЭС и международное образование".

Участники также отметили позитивное развитие и прогресс, достигнутый Рабочей группой АТЭС по развитию людских ресурсов, а также в рамках Программы электронного обучения (ЭДНЕТ) в сфере увеличения и расширения образовательной базы знаний в регионе АТЭС. Сюда относится проведенная ЭДНЕТ работа по накоплению знаний и обмену ими через Банк знаний АТЭС для развития людских ресурсов Wiki, а также работа в рамках системы взаимодействия Сообщества обучения АТЭС (ALCoB) по разработке следующих приоритетных областей образования на 2008 год: математическое и естественнонаучное образование; техническое образование, направленное на подготовку к трудовой деятельности/профессионально-техническое образование и подготовка; изучение языков друг друга; информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); системная реформа. Были также признаны важные достижения Ассоциации университетов Азиатско-Тихоокеанского региона, достижения в сфере университетской мобильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и достижения Сети университетов стран АСЕАН в сфере создания двусторонних и многосторонних партнерств и налаживания студенческих и исследовательских обменов. В 2012 году экономики предприняли серьезные шаги по укреплению практического и стабильного сотрудничества в сфере образования, изучив ряд предложений, касающихся исследовательского и информационного обмена и обмена знаниями в сфере образовательных услуг, в том числе предложенную Российской Федерацией инициативу по развитию сотрудничества в сфере высшего образования и инициативу в сфере сотрудничества, предложенную Кореей.

Тем не менее, предстоит проделать дополнительную работу в соответствии на Заявлением по итогам Встречи министров образования экономик АТЭС и Заявлением министров торговли экономик АТЭС 2012 года. Мы обсудили ряд вопросов, касающихся сотрудничества в сфере высшего образования в регионе АТЭС, и рассмотрели наилучшие пути повышения мобильности студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг. Мы выделили нижеследующие приоритетные области будущей совместной работы и усилий по наращиванию потенциала в целях укрепления сотрудничества в сфере высшего образования в регионе АТЭС. Мы также признали, что, несмотря на то, что в центре внимания настоящей конференции было высшее образование, выделенные приоритетные области равным образом относятся и к профессионально-техническому образованию и подготовке.

Эти приоритетные области будут переданы на рассмотрение министрам и лидерам экономик АТЭС на Министерской встрече АТЭС и Встрече лидеров экономик АТЭС, после чего они могут быть взяты на вооружение экономиками на добровольной основе путем взаимодействия с Рабочей группой АТЭС по развитию людских ресурсов, Группой по услугам и другими соответствующими рабочими группами АТЭС.

1. Повышение мобильности студентов
Мобильность студентов может быть повышена посредством более тесного сотрудничества в сфере аккредитации курсов и обеспечения качества. Эта работа может включать выявление передовой практики в сфере аккредитации курсов и создания систем обеспечения качества в экономиках АТЭС, а также определение целевых проектов по наращиванию потенциала. Эта работа может также включать разработку моделей проведения реформ и обеспечения транспарентности с опорой на конкретные примеры отечественных поставщиков образовательных услуг. Экономики АТЭС могут также изучать пути повышения прозрачности визовых режимов для студентов.

2. Повышение мобильности исследователей
Мобильность исследователей может быть повышена путем расширения существующих академических обменов и активизации совместной научно-исследовательской деятельности среди поставщиков образовательных услуг в экономиках АТЭС. Экономики АТЭС могут также изучать пути повышения мобильности научных работников и работников сферы профессионально-технического обучения.

3. Повышение мобильности поставщиков образовательных услуг
Мобильность поставщиков образовательных услуг может быть повышена посредством обмена передовой практикой в сфере получения доступа на рынок, наращивания потенциала и обеспечения понимания существующих нормативов, регулирующих учреждение иностранных поставщиков, а также в сфере оценки и выявления передовой практики в АТЭС по созданию систем обеспечения качества. База данных АТЭС, содержащая требования доступа на рынок услуг (STAR), которая к концу 2012 года будет включать информацию о требованиях к поставщикам услуг в сфере высшего образования на коммерческой основе, стала бы полезным инструментом для понимания существующих систем регулирования.

4. Активизация взаимодействия между высшими учебными заведениями
Эта работа может включать расширение существующей сети двусторонних соглашений между университетами путем превращения ее в добровольный механизм на пространстве АТЭС; рассмотрение вопросов (в том числе государственных стратегий, где это возможно), касающихся гибких методов построения и подачи образовательных материалов (например, таких как онлайн курсы) между экономиками АТЭС; рассмотрение возможности создания базы данных образовательных программ АТЭС.

5. Повышение эффективности сбора данных в сфере торговли образовательными услугами
Экономики АТЭС могут обмениваться передовой практикой и наращивать потенциал в целях повышения эффективности сбора данных о трансграничной мобильности студентов и поставщиков образовательных услуг в регионе АТЭС, в том числе оценок экономического воздействия и преимуществ мобильности студентов и поставщиков. В конечном итоге такая работа облегчила бы сбор данных в области трансграничного образования и позволила бы обеспечить более глубокую экономическую интеграцию в регионе посредством выявления моделей предложения и спроса в области образования и новых возможностей для инвестиций, а также инновационных методов усвоения знаний и обучения в экономиках АТЭС.