Документы АТЭС 2012


Приложение «E». Борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности

ДЕКЛАРАЦИЯ ДВАДЦАТОЙ ВСТРЕЧИ ЛИДЕРОВ
ЭКОНОМИК - УЧАСТНИЦ АТЭС
Владивосток, Россия

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ

Мы, лидеры АТЭС, вновь подтверждаем свою приверженность борьбе с коррупцией, а также обеспечению принципов транспарентности и ответственности в наших экономиках.

Мы признаем, что решительная борьба с коррупцией напрямую связана с достижением прогресса в социально-экономическом развитии. Коррупция является источником и следствием незаконной торговли, создает почву для криминального предпринимательства и незаконных сетей, деятельность которых приводит к сокращению рабочих мест и основных налоговых поступлений в экономиках АТЭС, подрывает целостность легальных производственно-сбытовых цепочек, создает угрозу для благополучия, здоровья и безопасности наших семей и сообществ, а также ущемляет интересы законных предпринимателей и рынков. Коррупция угрожает достижению наших общих целей по обеспечению открытости рынков, экономического процветания и верховенства закона.
Коррупция может привести к сокращению объемов иностранных и внутренних инвестиций, сдерживанию и нарушениям правил рыночной конкуренции, угрозе безопасности потребителей, а также повышению стоимости государственных услуг и инфраструктурных проектов. Это явление не только препятствует экономическому росту и устойчивому развитию, но и усиливает незащищенность и нестабильность, подрывая общественное доверие. Коррупция среди государственных служащих искажает правовые и судебные системы, а также создает атмосферу недоверия к правительству. Негативные последствия коррупции непосредственно и особенно сильно сказываются именно на малоимущих слоях населения.

Мы вновь подтверждаем нашу приверженность выполнению Сантьягской декларации по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности и осуществлению Плана действий АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, которые определяют направления деятельности АТЭС в этой важной сфере. В данной связи мы приветствуем усилия, предпринимаемые в рамках Рабочей группы АТЭС по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности по реализации указанных договоренностей, в том числе путем развития соответствующих инструментов, таких как Принципы АТЭС по раскрытию сведений о финансовом положении / имуществе государственных служащих.

Мы подчеркиваем свою решимость проводить расследования в отношении коррупционных правонарушений и привлекать к ответственности виновных в их совершении в соответствии с национальным законодательством, а также лишать коррумпированных государственных служащих доступа к доходам от преступной деятельности в рамках наших финансовых систем.

Мы особо отмечаем важность применения эффективных мер по предотвращению коррупции. Коррупция процветает в нетранспарентной среде. Транспарентность и целостность общества являются эффективными принципами предупреждения коррупции и поощрения должного управления государственными ресурсами и их рационального использования.

Мы сохраняем нашу приверженность достижению целей Политического диалога высокого уровня в рамках АТЭС по вопросам открытого управления и экономического роста. Мы также считаем, что совместная работа правительств и заинтересованных кругов, в том числе представителей деловых и научных сообществ, а также неправительственных и профессиональных организаций, может повысить общественное доверие путем обеспечения транспарентного, справедливого и ответственного управления. Открытое управление вкупе с применением технологий и инноваций может способствовать выявлению коррупции и помочь сообществам отслеживать осуществление государственной политики и использование ресурсов, а также открыто выражать свои взгляды по этим вопросам.

Мы намерены повышать уровень транспарентности и целостности государственного сектора в наших экономиках и, по мере необходимости, облегчать административное бремя в соответствии с национальными правовыми системами. Мы будем активно обеспечивать соблюдение действующих в наших экономиках антикоррупционных законов и повышение эффективности контроля и методов тщательной проверки счетов лиц, которые являются или были ответственными за выполнение важных государственных функций, в том числе путем более тщательного раскрытия сведений об их финансовом состоянии и имуществе в соответствии с национальными законами и административным регулированием.

Мы также будем работать над упрощением возврата денежных средств, полученных в результате коррупции, в соответствии с национальным законодательством. Исходя из соответствующих международных обязательств и национального законодательства, мы продолжим деятельность по расследованию случаев коррупции и привлечению к ответственности коррумпированных государственных чиновников и лиц, вовлекающих их в коррупцию, в том числе путем тщательного исполнения национальных антикоррупционных законов, а также законов, предусматривающих уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц, с целью обеспечения эффективной реализации мер по ликвидации спроса и предложения коррупции в соответствии с национальным законодательством. Мы призываем экономики АТЭС, которые еще не ввели уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц, принять соответствующие законодательные акты.

Мы продолжим работу со всеми участниками международных и национальных финансовых рынков с целью непредоставления «безопасных гаваней» активам, полученным в результате коррупции, а также лишения коррумпированных должностных лиц и лиц, вовлекающих их в коррупцию, возможности безнаказанно выезжать за границу, отказывая им во въезде и убежище в пределах нашей юрисдикции. Исходя из этого, мы вновь подтверждаем нашу приверженность принятию конкретных шагов по защите финансовых рынков от преступных действий, включая взяточничество и коррупцию. Мы будем активно бороться с отмыванием денег, в том числе путем расследования таких преступлений и уголовного преследования лиц, их совершающих, а также путем выполнения пересмотренных рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в соответствии с национальным законодательством.
Мы продолжим совместную работу, в том числе с международными и региональными институтами развития, по активному противодействию мошенничеству, коррупции и нецелевому использованию государственных средств. Мы также будем поддерживать усилия экономик-участниц АТЭС по наращиванию потенциала в области борьбы с коррупцией путем укрепления антикоррупционных механизмов, обеспечения верховенства закона и прозрачности и подотчетности налоговых систем; реформирования систем государственных закупок; развития и продвижения эффективных механизмов по возвращению активов, изъятых вследствие коррупции; а также поощрения соблюдения высоких этических норм.

Мы признаем исключительное значение Конвенции ООН по борьбе с коррупцией как универсального антикоррупционного механизма и призываем экономики, не ратифицировавшие ее, сделать это в возможно короткие сроки. Мы призываем экономики-участницы АТЭС принимать в соответствующих случаях все необходимые меры по выполнению в полном объеме положений Конвенции в соответствии с основными принципами их юридических систем.
Мы отмечаем, что хотя глобализация и технологические инновации способствуют развитию и процветанию, незаконные сети и производители контрафактной продукции активно используют преимущества нашего взаимосвязанного мира для расширения своей нелегальной деятельности и подрыва наших регулирующих систем. Мы заявляем о нашей приверженности укреплению антикоррупционных и/или других правоохранительных механизмов и деятельности, а также оптимизации взаимодействия между экономиками по вопросам реагирования на возникающие вызовы.

Мы приветствуем вклад Делового консультативного совета АТЭС и Рабочей группы по борьбе с коррупцией и обеспечению транспарентности, сделанный в последнее время на этих направлениях, а также в сфере противодействия коррупции и незаконной торговле. Мы поощряем дополнительные усилия по обеспечению безопасности медицинских препаратов. Мы сохраняем нашу приверженность противодействию незаконной торговле; борьбе с источниками финансирования транснациональных преступных организаций и незаконных сетей; лишению криминальных предпринимателей и коррумпированных должностных лиц незаконно приобретенного имущества, а также отказа им в доступе к мировой финансовой системе.

Мы признаем важную роль бизнеса и государственно-частных партнерств в разработке норм поведения для частного сектора и комплекса мер по борьбе с коррупцией, особенно с точки зрения продвижения практики предпринимательской этики при взаимодействии между правительством, бизнесом и другими заинтересованными сторонами. Мы приветствуем усилия, предпринятые нашими министрами по вопросам малого и среднего бизнеса, а также представителями ряда отраслей промышленности и науки по разработке добровольных и специфических для каждой сферы принципов АТЭС, которые направлены на достижение этих целей.